Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Прокурорский надзор за законностью нормативно–правовых актов

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц. Упразднение межрайонных прокуратур. Широкозахватный характер общего надзора. Правовые средства борьбы за законность. Работа с правовыми актами субъектов РФ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории

Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.

Законность - важнейший принцип функционирования любого правового демократического государства. Основным гарантом обеспечения соблюдения и исполнения законов на территории российского государства является прокуратура РФ, поскольку это ее основная функция.

Предмет общего надзора охватывает исполнение и соблюдение законов перечисленными в ст.21 Закона о прокуратуре поднадзорными объектами, среди которых указаны и органы местного самоуправления. Уже в XIX веке появились научные труды, посвященные губернскому надзору, среди субъектов которого одно из важнейших мест занимала именно прокуратура.

1. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц

В настоящее время российская прокуратура имеет возможность поддерживать необходимый с точки зрения закона баланс между полномочиями органов местного самоуправления и правами граждан, не допуская злоупотребления правом и иного рода произвол. Специфическое место прокуратуры в системе органов государственной власти позволяет прокурорам беспристрастно ощущать грань дозволенного, руководствуясь только законом, а не иного рода источниками, решительно и бескомпромиссно реагировать на допущенные нарушения.

В утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации указан ряд общих проблем становления местного самоуправления в современных условиях. К ним отнесены:

несогласованность и несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ;

неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.

несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении;

бездействие органов государственной власти субъектов РФ, отсутствие нормативного регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;

отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления;

недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;

несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.

Следовательно, прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления объективно необходим и как ниже будет показано, действительно способен оказывать «компенсирующее» влияние. Он во многом способен ускорить ход правовых реформ, обеспечить законное функционирование органов местного самоуправления.[6]

Правовое регулирование сферы местного самоуправления характеризуется многоканальной регламентацией прав и обязанностей местных сообществ. Основные принципы формирования и деятельности муниципальных образований закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, гарантирует территориальную, организационную и финансовую самостоятельность местных сообществ и возлагает на органы и должностных лица местной власти обязанность обеспечивать и защищать права и свободы граждан.[8]

Основы деятельности органов местного самоуправления определяются такими федеральными законами, как: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и рядом других. Надлежащее соблюдение и исполнение указанных законов имеет особую важность в условиях федеративных отношений, поскольку от этого зависит их нормальное функционирование в нужном направлении без значительных отклонений, упорядочивание деформированной вертикали власти, предотвращение угрозы децентрализации государства, реализация прав граждан на местное самоуправление. [2]

Весьма значительна роль прокуратуры в «многоканальной» системе обеспечения и защиты прав человека и гражданина, свойственной для любого демократического общества. В приказе Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» отмечается, что надзор за соблюдением прав и свобод граждан является основным направлением деятельности прокуратуры. Правозащитная роль прокуратуры присуща практически всем направлениям ее деятельности. Прокурор, работая по любому предмету надзора, так или иначе, выясняет, что нарушены права или законные интересы одного, нескольких граждан или неопределенного круга лиц.

Отношения гражданин - представитель органа местного самоуправления весьма разнообразны, т.к. каждый местный орган осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в самых различных направлениях, которые определены таким понятием как «вопросы местного значения».

Эти вопросы, в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, включают: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные налоги и сборы; социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; жилищное и социально-культурное строительство; контроль за использованием земель; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация транспортного обслуживания населения; обеспечения населения услугами связи и т.д. Следовательно, большинство своих субъективных прав гражданин самым непосредственным образом может реализовать лишь на местном уровне.

От законности деятельности органов местного самоуправления в указанных сферах во многом зависит объективная защищенность и благосостояние граждан, проживающих на территории соответствующего территориального образования. Местные органы наиболее близки к населению и несут огромный объем обязанностей перед ним. Каждый гражданин заинтересован в том, чтобы жить в безопасности, пользоваться светом, газом, отоплением, средствами связи, получать необходимые ему услуги (медицинские, образовательные, транспортные и т.д.), а также товары (это особенно актуально для регионов Крайнего Севера).

Органы местного самоуправления самостоятельны в решении обозначенных вопросов, что гарантировано законом и обеспечено судебной защитой. Вместе с тем, весь этот круг вопросов регламентирован каждым муниципальным образованием по-разному, поскольку каждая территория специфична и управляема разными людьми с собственными представлениями и стереотипами.

Закон об общих принципах местного самоуправления не может создать единую модель муниципального образования, а лишь раскрывает основные принципы Конституции РФ, а также содержит правовые основы, в рамках которых создается и развивается управление на местах.

Следует также помнить, что в ведении муниципальных образований находятся также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления характеризуются многообразием. Это обусловлено тем, что в России существует 89 субъектов федерации, в составе каждого из них имеется огромное количество муниципальных образований. Так, в Хабаровском крае их более 240. Ученые выделяют 9-ть основных типов поселений и около 80-ти специальных. На территории каждого муниципального образования проживает от десятков до сотен тысяч граждан.[3] прокурорский надзор законность самоуправление

Таким образом, существует специальный субъект прокурорского надзора для каждой прокуратуры, осуществляющей надзор на территории того или иного муниципального образования.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые, на наш взгляд, наиболее актуальные и недостаточно освещенные в научных изданиях проблемы надзора за исполнением законов местного самоуправления.

Во-первых, имеет место от...

Другие файлы:

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права
Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан. Полномочия Федеральной инспекции труда. Проведение проверок, судебная защита. Государствен...

Нормативно-правовой акт в системе источников права
Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по...

Прокурорский надзор
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам. Прокурорский надзор в суде первой инстанции, на стадии кассационного...

Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия
Осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного...

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве
Понятие, основные принципы и гарантии законности. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры. Надзор за соблюден...