Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Производство по обращениям граждан

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан. Виды обращений. Стадии административного производства: возбуждение, рассмотрение обращения и принятие решения, исполнение решения, обжалование. Ответственность за нарушение законодательства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Учреждение образования

Частный институт управления и предпринимательства

Курсовая работа

по дисциплине: Административное право

на тему: Производство по обращениям граждан

Минск 2009

Введение

Построение правового государства неразрывно связано с укреплением и развитием субъективных прав и свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших мест занимают предложения, заявления и жалобы граждан. Одновременно они выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что наличие большого числа жалоб на действия работников исполнительного аппарата является тревожным симптомом, заставляющим подвергнуть пристальному анализу состояние дел в этом аппарате и предпринять меры по качественному улучшению его работы. Одно из важнейших направлений такого укрепления правопорядка состоит в совершенствовании действующего законодательства, и, прежде всего административно-процессуальных норм, регламентирующих возможность осуществления и защиты субъективных прав и свобод граждан.

При этом исследования юридической науки, направленные на совершенствование механизма рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, могут в значительной мере способствовать укреплению законности, правового статуса гражданина, усилению охраны его прав и законных интересов, восстановлению их в случае нарушения.

К числу важнейших источников информации, необходимых для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, следует отнести обращения граждан, представляющие собой важное средство осуществления и охраны прав граждан.

Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, начиная с общегосударственных интересов и оканчивая интересами конкретного человека. Несмотря на то, что в обращениях содержится различная информация - одобрительная, критическая, содержащая просьбы, вопросы, предложения, с требованиями о восстановлении нарушенного права и защиты законных интересов, а также заключающая в себе суждения всех типов, - все они характеризуются рядом общих признаков, а именно:

1) обращения отражают состояние дел в соответствующих сферах жизни общества и соответственно состояние исполнительной деятельности;

2) обязательным получателем информации, содержащейся в обращениях, является представитель государственного органа;

3) такого рода информация порождает правовые последствия: рассмотрение дела, наказание виновных и т.д.;

4) сведения, отраженные в обращениях граждан, исходят от них по их личному волеизъявлению.

Общей целью внесения обращений является желание побудить соответствующие органы и других лиц рассмотреть их и разрешить по существу. Кроме того, обращениям граждан свойственен и такой общий признак, как наличие стадий производства по ним.

Вместе с тем по своей юридической природе обращения граждан неоднородны, что позволило законодателю выделить такие виды обращений, как предложения, заявления и жалобы граждан. Законодательное регулирование порядка рассмотрения обращений граждан осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Таким образом, вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступает процесс производства по обращениям граждан.

Целью курсовой работы является изучение производства по обращению граждан. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрено понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан;

- раскрыты стадии производства по обращениям граждан;

- изучена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан.

1. Понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан. Виды обращений

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в сфере производства по обращениям граждан, является Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6.06.1996 г. № 407-XIII (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 340-З) (далее - Закон). Закон направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах - документах (постановлениях, решениях).

Герловская Е.Е. дает следующее определение понятию «производства по обращениям граждан»: производство по обращения граждан - это урегулированный порядок совершения процессуальных действий уполномоченными субъектами по рассмотрению и разрешению предложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст.1 Закона «Об обращениях граждан», обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме [6].

Можно выделить следующие виды обращения граждан:

- предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

- заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;

- жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;

- индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

- коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

- письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

- устное обращение - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;

- повторное обращение - обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

- анонимное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан) [6].

Основными целями производства по обращениям граждан являются:

- воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;

- наказание правонарушителей;

- создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

- превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

- восстановление общественных отношений.

Действие Закона распространяется на предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением обращений:

- рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

- для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Законодательство Республики Беларусь об обращениях граждан состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь [6].

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам). Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Бел...

Другие файлы:

История развития законодательства по обращениям граждан

Обращения граждан
Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявления граждан. Обращения как способ взаимодействия государства и гражданина. Организация делопроизводств...

Организация работы социальных центров с обращениями граждан
Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государств...

Технология работы с письменными обращениями граждан в Министерстве образования и науки
Изучение деятельности Министерства образования и науки. Анализ сектора по контролю за исполнением нормативно-распорядительных документов. Нормативные...

Система органов Прокуратуры Республики Беларусь
Задачи и направления деятельности прокуратуры, особенности ведения делопроизводства. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям гражд...