Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Проведение анализа правового статуса органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие субъекта административного права. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Производство по делам о правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции). Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

1. Правовой статус субъектов административного права

1.1. Понятие субъекта административного права

1.2. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

2. Компетенция органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об административных правонарушениях

2.1 Подведомственность дел об административных правонарушениях

2.2 Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции)

Заключение

Список литературы

Введение

В новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) детально регламентируется компетенция субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в Особенной части Кодекса. 

С учетом происшедших преобразований в экономике и структуре федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. 

В КоАП РФ впервые включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, органы, осуществляющие государственный контроль в сфере информации и информатизации, органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков, органы, осуществляющие государственный контроль по карантину растений, а также за фитосанитарной обстановкой, по контролю за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, органы по земельным ресурсам и землепользованию, органы государственного энергетического надзора, другие органы.

В настоящее время отсутствует единая система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром. В результате проведения административной реформы (2004-2005 гг.) структура федеральных органов исполнительной власти претерпела значительные изменения, были приняты нормативные акты, которые устанавливали общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов. В связи с этим на сегодняшний день остается актуальной необходимость теоретического и практического рассмотрения правового статуса органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В рамках данного исследования основной целью является проведение анализа правового статуса органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Задачи исследования заключаются в следующем: 

- провести теоретический анализ понятия субъекта административного права;

- рассмотреть систему органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

- рассмотреть подведомственность дел об административных правонарушениях.

Объектом исследования является правовой статус органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

Данная работа в значительной степени базируется на теоретических выводах ранее проведенных правовых исследований. Прежде всего, в ее основу положены резуьтаты научных трудов таких известных отечественных специалистов в области административного права, как А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, С.Н. Братусь, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, М.В. Карасева, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, И.И. Кучеров, Г.В. Петрова, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, Н.И. Химичева, В.В. Черников.

1. Правовой статус субъектов административного права

1.1 Понятие субъекта административного права

Для всех отраслей права понятие "статус субъекта права" является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. Поэтому данное понятие имеет различное содержание со своими специфическими отраслевыми особенностями.

Д.Н. Бахрах подчеркивает, что "субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений и в общем кругу тех и других совпадает".

По мнению А.Б. Агапова, участниками (субъектами) административно-правовых отношений являются лица, наделенные административной право- и дееспособностью.

Целая плеяда ученых-административистов, таких, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Ю. Хаманева, выделяет следующих субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане. Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное, но не единственное.

А.Б. Агапов подразделяет субъектов административного права на индивидуальных и корпоративных. В рамках данной классификации к корпоративным субъектам автор относит "публично-правовых участников административно-правовых отношений" и "частноправовых участников". К публично-правовым участникам ученый относит органы государственной власти и муниципальные органы, организации, учреждения. В эту же группу входят так называемые негосударственные органы, организации, к которым относятся общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения, действующие в сфере публично-правовых отношений).

Используя правовой постулат "субъект права - это абстрактный участник абстрактного правоотношения" и учитывая особенности административно-правового регулирования, основанием классификации субъектов административного права правильнее было бы рассматривать их правовое положение в механизме государственного управления. Поэтому в науке административного права полезнее было бы говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, т.е. первая группа субъектов - это властные субъекты, а вторая группа - невластные. Так как публичная власть может быть и муниципальной, соответственно в первую группу следует отнести органы государственной власти и муниципальные органы, осуществляющие властно-распорядительные функции, а во вторую - организации различных форм собственности, общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения), граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, т.е. всех остальных.

1.2 Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

- судьями (мировыми судьями);

- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

- мировыми судьями;

- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а мировых судей - также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основ...

Другие файлы:

Административное право, административный процесс, участники административного процесса
Общая характеристика участников административного процесса. Понятие и система, органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонару...

Административная ответственность за порчу паспорта
Стадии производства по делам об административных правонарушениях, порча паспорта, административная ответственность. Органы (должностные лица), уполном...

Система органов административной юрисдикции
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств...

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях. Особенности производства по делам об административных правонаруше...

Характеристика производства по делам об административных правонарушениях
Основные задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Участники производства по делам об админи...