Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство транспорта РФ Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный институт путей сообщения"
Кафедра: "Менеджмент"
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью"
Выполнила: Барсуков Д.В.
Студент 3 курса, 33-У гр.
Проверила: Зенкова Т.Ю.
г. Хабаровск, 2012г.
Содержание
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности
- 1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
- 1.2 Методы управления муниципальной собственностью
- 1.3 Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью
- 2. Характеристика деятельности предприятия
- 2.1 Общая характеристика предприятия
- 2.2 Внутренняя и внешняя среда ОАО Сбербанк
- 2.3 Миссия и цель предприятия
- 2.4 Методы управления
- 2.5 Организационная структура управления
- 2.6 SWOT - анализ организации
- Заключение
- Список литературы
Введение
Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить государственная и муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление ей.
В связи с этим целью данной работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. изучение категорий "государственная собственность" и "муниципальная собственность" с экономической и правовой точек зрения;
2. изучение формирования и состава муниципальной собственности;
3. изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;
4. поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.
Государственная и муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими.
В связи с этим, объектом изучения в процессе написания курсовой работы является деятельность органов и должностных лиц в области управления государственной и муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования государственной и муниципальной собственности и эффективность управления ей.
1. Теоретико-методологические основы государственной и муниципальной собственности
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Понятие "собственность на имущество" включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). [16]
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.
Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст.29 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Схематично они изображены на рисунке 1.
Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Рисунок 1 - Объекты муниципальной собственности.
Как движимое могут быть выделены объекты, обозначенные на рисунке 1 под номерами 1,2, ценное и малодвижимое имущество, а также пакеты акций (акции) и доли участия в хозяйственных обществах. Как недвижимое - 4,5,6,7,8 (рисунок 1).
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и так далее.
2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и так далее) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Многосекторность муниципального хозяйства, его ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются теми его особенностями, которые необходимо учитывать при определении принципов и системы управления муниципальной собственностью.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, то есть собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
...
Система управления государственной собственностью в субъектах РФ на примере Калужской области
Собственность: определение, цели и принципы управления государственной и муниципальной собственностью. Нормативно-правовое регулирование государственн...
Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью
Состав муниципальной собственности и разграничение собственности по законодательству Российской Федерации. Основные проблемы эффективности управления...
Управление муниципальной собственностью
Продуктивные моменты зарубежной практики управления муниципальной собственностью. Муниципальная имущественная политика городского округа Люберцы, план...
Управление государственной и муниципальной собственностью
Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности. Цели и задачи государс...
Анализ управления муниципальной собственностью в Челябинске
Рассмотрение понятия и особенностей управления муниципальной собственностью. Изучение полномочий органов местного самоуправления Челябинской области....