Принципы трудового права в законодательстве Республики Беларусь
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Трудовое право Республики Беларусь как отрасль права касается отношений по труду. Однако не все связанные с трудом общественные отношения урегулированы нормами трудового права.
Труд работников, осуществляемый на основе трудового договора или контракта в государственных, общественных, коллективных и в других предприятиях, независимо от форм собственности, регулируется нормами трудового права. Этот труд тесно связан и зависит от политической и экономической основы государства, которой определяются и отношения наемных работников с работодателями по труду на производстве. Эти отношения называются трудовыми отношениями.
Современные принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, обусловленную действием объективных экономических законов. С другой стороны, в принципах правового регулирования отношений, связанных с трудом, наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права.
В данном реферате рассказывается о реализации основных принципов трудового права в РБ таких как:
1. Принцип свободы труда;
2. Принцип обеспечения государством права на труд;
3. Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
4. Принцип государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых;
5. Принцип гарантированного вознаграждения за труд;
6. Принцип гарантированного социального обеспечения в старости, болезни и утрате трудоспособности;
7. Принцип содействия профессионального развития работников;
8. Принцип единства и дифференциации условий труда.
1. Принцип свободы труда
Принцип свободы труда предоставляет каждому трудоспособному гражданину возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию. Гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, стать членом производственного кооператива и т. п. На основе принципа свободы труда гражданин вправе по собственному желанию заключить трудовой договор с нанимателем, вступив в трудовое правоотношение. Таким образом, трудовой договор выступает правовой формой свободы труда. Указанный принцип дополняется принципом свободы трудового договора и конкретизируется им. Этот принцип отражает сущность норм трудового права, регулирующих порядок заключения, изменения, прекращения трудового договора [4, c. 39].
Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется равноправием работника и нанимателя. Изменение трудовых правоотношений возможно, как правило, только на основании соглашений между работником и нанимателем. Прекращение трудового договора возможно по инициативе каждой из сторон, с учетом условий, предусмотренных в трудовом законодательстве. Свобода трудового договора имеет определенные рамки, которые определяются соотношением трудовых договоров и трудового законодательства. Условия трудового договора, ухудшающие правовое положение работника, по сравнению с действующим законодательством, признаются недействительными (ст. 23 ТК) [3].
Принцип запрещения принудительного или обязательного труда означает недопустимость принуждения к выполнению какой бы то ни было работы под угрозой применения наказания. В Конвенции МОТ №29 1930г. «Об принудительном труде» в ст. 2 дано следующее понятие: «Принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». В Республике Беларусь принудительный труд запрещен ч.4 ст.41 Конституции. Данное положение конкретизируется в ст. 13 ТК, где принудительный труд определён как работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, и определены 4 возможные формы такого воздействия, в том числе в качестве:
· Средства политического воздействия;
· Метода использования рабочей силы для нужд экономического развития;
· Средства поддержания трудовой дисциплины;
· Средства наказания за участие в забастовке [2].
Не считается принудительным и допускается такой недобровольный труд при выполнении обязанностей военной службы, работы в условиях чрезвычайного положения или бедствия, работы на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Таким образом, принцип запрещения всех форм принудительного или обязательного труда развивает принцип свободы труда и они дополняются и конкретизируются принципом свободы трудового договора.
2. Принцип обеспечения государством право на труд
трудовое право принцип
Принцип обеспечение государством право на труд конкретизируется и обеспечивается нормами ряда институтов трудового права: занятости и трудоустройстве, трудового договора, заработной платы.
Всеобщая декларация прав человека 1948г. провозгласила право каждого человека на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23). При наличии рынка труда и в условии роста безработицы есть ряд возможностей реализации права на труд:
· Отказаться от поиска работы вообще;
· Самостоятельно заниматься поиском работы;
· Обратиться в службу занятости за содействие в поиске работы [4, c. 42].
Согласно гл.3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006г. №125-3 «О государственной политике и гарантии государства в области содействия занятости населения» государство гарантирует:
· ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
· содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
· судебную защиту трудовых и других прав в сфере занятости;
· предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
· поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей [1].
3. Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда
Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда являются важными элементами правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.
Основным принципом государственной политики РБ в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.
Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда.
К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся:
· государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;
· принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;
· организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по улучшению условий и охраны труда;
· использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты;
· взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профсоюзами разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;
· обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
· подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда
· организация государственной статист...
Исследование принципов трудового права Республики Беларусь
Принципы трудового права Республики Беларусь, их классификация. Характеристика принципов, обеспечивающих функционирование рынка труда и касающихся пра...
Понятие и виды субъектов трудового права
Понятие и субъекты трудового права. Правовой статус работника. Наниматель как субъект трудового права. Профессиональные союзы как субъекты трудового п...
Основы трудового права Республики Казахстан
Трудовые отношения как предмет трудового права. Его общие и правовые функции. Нормы и принципы, источники, объекты и субъекты трудового права. Особенн...
Право женщин Республики Беларусь на труд
Закрепление защиты права женщины на труд в законодательстве РБ. История развития равных прав на труд для мужчин и женщин. Облегчение условий труда жен...
Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь
Понятие, виды и основные принципы избирательного права. Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь. Выборы Президента Республики Белару...