Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения, общественные объединения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.
Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности.
Выбранная мною тема «Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений» весьма актуальна, поскольку на сегодняшний день центральным звеном рыночной экономики, являются хозяйствующие субъекты - это различные предприятия, учреждения, домашние хозяйства, общественные объединения.
Объект исследования - предприятия, учреждения и общественные объединения, как субъекты административно-правовых отношений.
Предмет исследования - сущность и признаки предприятий, учреждений и общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений.
Цель исследования - определить понятие предприятий, учреждений, общественных объединений; рассмотреть административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений; раскрыть особенности взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями, учреждениями и общественными объединениями.
Задачи исследования:
1. Изучение действующего законодательства в сфере административно-правовых отношений;
2. Рассмотрение понятий и классификации предприятий, учреждений, общественных объединений.
3. Обратить внимание на особенности взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями, учреждениями, общественными объединениями;
Методы сбора и обработки информации:
1. Метод системного подхода
2. Анализ статистических данных.
3. Изучение и обобщение научной литературы.
4. Динамические и статистические методы
Работа состоит из двух глав. Глава первая посвящена административно-правовому статусу, основным понятиям и видам предприятий и учреждений. Взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями учреждениями. Глава вторая рассматривает административно-правовой статус, основные понятия и виды общественных объединений. Взаимоотношения органов внутренних дел общественными объединениями.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алёхин А.П., Бахрах Д.Н., Ивакин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. и другие.
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ - КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Административно-правовой статус предприятий и учреждений, их понятия и виды
К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства. См.: Административное право. М., 2007. С. 250.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:
- государственные;
- муниципальные;
- находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе сметанных форм собственности.
По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:
- общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);
- предприятия субъектов федерации.
Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на: См.: Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003. С. 203.
- промышленные (заводы, фабрики, тахты, комбинаты и др.);
- сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);
- строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);
- транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);
- связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);
- торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);
- жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
- по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);
- по характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:
- образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
- науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);
- культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
- здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
- социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Административно-правовой статуе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2008. С. 405.
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.
Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.
Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.
К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства. Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными...
Нормы административного права и административно-правовые отношения
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализ...
Нормы административного права и административно-правовые отношения
Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные...
Административный процесс
Общая характеристика административного процесса его понятие и основные черты. Предприятия, учреждения, граждане и органы исполнительной власти как суб...
Медицинское учреждение как субъект гражданско-правовых отношений
Гражданско-правовой статус медицинского учреждения в Российской Федерации. Виды, права и обязанности медицинской организации. Структура управления и а...
Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Субъекты административного права, их понятие, виды и полномочия, основы административно-правового положения предприятий и учреждений. Основания возник...