Предмет и содержание экологического права
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Понятие и предмет экологического права
В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В.В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С.А. Боголюбов). Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.. Общественные отношения возникают между их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством, между которыми и осуществляется взаимодействие. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Данной точки зрения придерживаются, в частности, О.И. Крассов и М.М. Бринчук. Эти авторы подчеркивают, что общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.
Так, в ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей» Федеральный закон РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // РГ. 12.01.2002. среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется аналогично как экологически значимое поведение людей (О.Л. Дубовик), как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира (О.И. Крассов). Наиболее полное определение предмета экологического права дано М.М. Бринчуком. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник, М., 2003.
Согласно его позиции, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от деградации;
- по защите экологических нрав и законных интересов физических и юридических лиц.
Определение предмета и метода экологического права позволяет сформулировать его понятие как отрасли права.
Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также конкретных правоотношений в данных сферах.
экологический охрана лес право
Система и виды экологического контроля в Российской Федерации
Данная функция государственного управления в сфере экологии осуществляется в форме системы государственных, муниципальных, ведомственных, общественных мероприятий, направленных на проверку соблюдения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, гражданами планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства Экологическое право. Общая часть: Курс лекций / Ю.Н. Коряковцев и др.; под науч. ред. И.А. Соболя. СПб., 2009..
Согласно гл. XI ФЗ «Об охране окружающей среды», видами экологического контроля в нашей стране являются: государственный, производственный, общественный. Государственный экологический контроль в настоящее время играет наибольшую роль. Под ним следует понимать наблюдение за состоянием окружающей природной среды и её изменения под влиянием хозяйственной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Там же.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами, определяется Правительством РФ. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством РФ (ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды).
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль (ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды)
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Категории лесов и механизм их правовой охраны в Российской Федерации
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса от 4 декабря 2006 г. №200 - ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278. (далее ЛК), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. ЛК РФ дает следующее понятие леса. Лес - это экологическая система или природный ресурс (ст. 5 ЛК РФ).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на следующие виды:
- защитные леса;
- эксплуатационные леса;
- резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов Фролова О.В. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов: Учебное пособие. СПб., 2009..
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны, лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, пол...
Основы экологического права
Сущность и содержание экологического права, определение его места и значения в общей системе, предмет, источники и объекты. Состав и типы экологически...
Суть и цели экологического права
Предмет экологического права - совокупность правовых норм, регулирующих общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. Система и ос...
Предмет, источники и объекты экологического права
Понятие и основные формы проявления экологического права. Источники и объекты экологического права. Межправительственные и не правительственные органи...
Категории и вопросы экологического права
Понятие и предмет экологического права как системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Разно...
Понятие, предмет и метод экологического права
Классификация источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства. Виды, органы и функции управления в области ох...