Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Предмет и система источников корпоративного права

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Отраслевая принадлежность и предмет корпоративного права, основные формы его источников. Понятие и признаки корпорации, порядок ее создания и ликвидации. Правовое положение акционерного общества, формирование его уставного капитала и права акционеров.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Корпоративное право в системе права

Корпоративное право понимают в двух смыслах:

В широком смысле корпоративное право - это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания хозяйственных обществ и товариществ.

В узком смысле под корпоративным правом понимают систему правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующих правоотношения внутри данной организации.

Что касается отраслевой принадлежности корпоративного права, то в современной российской доктрине его относят или к подотрасли гражданского, или к подотрасли предпринимательского права. Также существует мнение, что это самостоятельная отрасль права.

Корпоративное право тесно связано также с акционерным, кооперативным, хозяйственным правом. Следует особо заметить, что по мнению ряда ученых, корпоративное право включает в себя все выше названное.

2. Предмет корпоративного права

Предметом корпоративного права являются корпоративные правоотношения. Корпоративные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью корпорации.

Под корпорацией в российской правовой доктрине понимаются главным образом коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), сохраняющаяся независимо от изменения состава ее участников. Таким, образом, корпорациями в узком смысле этого слова можно назвать хозяйственные общества (акционерное и с ограниченной ответственностью) и производственные кооперативы.

Поэтому корпоративное право, в основном, очерчивается положениями специального законодательства о юридических лицах, занимающихся коммерческой деятельностью (например, российские законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О сельскохозяйственной кооперации» и пр.).

Метод корпоративного права

Корпоративное право регулируется как частноправовыми методами, характерными для гражданского права, так и публично-правовыми методами, характерными для предпринимательского права.

В отличие от классических гражданско-правовых отношений в корпоративных правоотношениях присутствует элемент неравенства, власти-подчинения. Помимо собственно имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, в корпоративных правоотношениях присутствует организационно-управленческий аспект, выражающийся в большом количестве императивных предписаний, что является особенностью корпоративных правоотношений, позволяющей выделить их в отдельную группу.

Таким образом методология корпоративного права носит диспозитивно-императивный характер.

3. Понятие и признаки корпорации

Корпорамция (от новолат. corporatio - объединение) - юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.

Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».

Хотя корпоративные права варьируется в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:[1]

• Юридическое лицо

• Ограниченная ответственность

• Свободная продажа акций

• Централизованное управление советом директоров

4. Корпоративные нормы

К корпоративным нормам от­носят те нормы, которые регулируют отношения, складывающие­ся между членами, участниками общественных объединений (об­щественных организаций, фондов, политических партий, профес­сиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.

Корпоративные нормы, как и нормы права, относятся к числу социальных норм, т.е. таких правил поведения людей, которые формируются в процессе их взаимных отношений между собой. Являясь разновидностью социальных норм, корпоративные нормы обладают соответствующими родовыми признаками:

- представляют собой образцы, стандарты поведения;

- регулируют определенный круг общественных отношений;

- предназначены для многократного использования;

- носят обязательный характер;

- обеспечиваются соответствующими средствами и объединениями людей;

- имеют общий, не индивидуальный характер регуляционного воздействия.

Корпоративные нормы представляют собой один из элементов корпоративного регулирования.

5. Система источников корпоративного права

Формы (источники) права - это то, из чего можно почерпнуть знания о корпоративных правовых нормах. При этом выделяются следующие основные формы источников корпоративного права: корпоративные обычаи, корпоративные деловые обыкновения, корпоративные прецеденты и корпоративные нормативные акты.

6. Локальные нормативные акты, корпоративные обычаи и прецеденты

Корпоративный обычай - это обычай, применение которого обеспечивается верами воздействия со стороны корпорации (мерами поощрения или санкциями). Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, нравы, например, что касается нашей действительности, обычай продавцов, длительное время отработавших на государственных предприятиях торговли, смотреть на покупателя, как на потенциального противника (перемена организационно-правовой формы такого предприятия, допустим, превращение его в коммандитное товарищество или в общество с ограниченной ответственностью в этом плане мало что дало).

Корпоративный прецедент- это решение, принятое в корпорации и ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем. Прецедентом является такое решение органов управления корпорации, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения в сходной ситуации. Он появляется тогда, когда дело требует разрешения, а необходимой нормы нет ни в законодательстве, ни в корпоративных актах.

Корпоративные нормативные акты - это документы органов управления корпорации, содержащие корпоративные нормы. Корпоративные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной, социальной жизни коллектива. В них в той или иной мере должна выражаться воля коллектива и отсюда проистекает их властность, даже некоторая авторитарность, официальность и обязательность.

7. Создание корпораций

Статья 36. Порядок создания Корпорации

1. Государственная регистрация Корпорации осуществляется на основании настоящего Федерального закона в течение 10 дней со дня его официального опубликования без представления дополнительных документов.

2. Органы управления Корпорации формируются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в тридцатидневный срок со дня его официального опубликования.

3. Правительство Российской Федерации:

1) в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации Корпорации передает Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации акции открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (город Москва);

2) передает Корпорации имущество в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

3) после принятия в установленном порядке решения о ликвидации

8. Реорганизация корпораций

Реорганизация корпорации - способ возникновения новых и (или) прекращения действующих юридических лиц. Реорганизация корпорации осуществляется по решению ее учредителей (участников) либо органа корпорации, уполномоченного на то учредительными документами, и может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

9. Ликвидация корпораций

Ликвидация корпорации - способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Основаниями ликвидации корпорации являются:

1) решение ее учредителей (участников) либо органа корпорации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана корпорация, с достижением цели, ради которой она создана;

2) решение суда в следующих случаях:

а) допущенных при ее создании грубых нарушений зако...

Другие файлы:

Административное право Украины как отрасль права
Предмет и метод административного права. Его социальное назначение и система. Общая характеристика источников административного права. Анализ их содер...

Корпоративное право
В пособии достаточно глубоко и в свете последних изменений российского законодательства рассмотрены: предмет и метод корпоративного права, его взаим...

Корпоративное право.
3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010 - 438 с. В пособии достаточно глубоко и в свете последних изменений российского законодательства рассмот...

Особливості гармонізації корпоративного права європейських країн
Координація положень національного корпоративного права держав-учасників ЕС за допомогою спеціальних директив. Корпоративне й суміжні галузі права. Зб...

Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста
Книга продолжает исследование автором проблем применения корпоративного права в арбитражной практике. Автор акцентирует внимание на основных актуальны...