Правозащитная деятельность в России
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Актуальной проблемой в современной России является вопрос обеспечения правозащитной деятельности. Конституционное наделение Российской Федерации качеством правового государства не только обозначило перспективную цель проводимых системных преобразований, но и определило смысл и содержание каждодневной деятельности представителей всех ветвей и уровней власти - права и свободы человека и гражданина. Такая деятельность гарантирована конституционными обязательствами Российского государства - их признавать, соблюдать и защищать. Если признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина связываются с правомерной деятельностью представителей власти, то защита - актуализируется фактом противоправного поведения. Поэтому, учитывая свойственные для России вариабельность форм посягательств на субъективные права и свободы, а также масштабность их прямых нарушений, требуются специальное научное внимание и практически ориентированная разработка именно правозащитной деятельности, осуществляемой представителями власти.
Необходимо уточнить, что традиционно правозащитная деятельность связывалась не с органами государства, а с институтами общества или отдельными его представителями. Как следствие, образ России как государства-правозащитника только начинает обретать реальные черты, чему, не в последнюю очередь, способствует членство нашей страны в Совете Европы и признание ею ipso facto юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Особая актуальность исследования правозащитной деятельности органов власти подчеркивается тем, что по ее результатам у населения России формируется представление о нацеленности государства защитить нарушенные права и свободы, о способности и возможности сделать это.
Изучение правозащитной деятельности публичных структур позволит выявить состояние ее механизма, оценить институциональную комплектность и процессуальную гарантированность. Исходя из полученных результатов, станет возможным определить направления совершенствования правозащитной деятельности публичных структур с учетом их функциональной и уровневой адекватности
Указанная проблема рассматривалась российскими-учеными правоведами начиная с 2002 года, наиболее полными исследованиями в данной области можно считать работы Андриченко Л.В. Берестнева Ю., Веи?тцеля А., Лаптева П.А., М.В. Мархгейма
Целью курсового исследования является рассмотреть правозащитную деятельность и выявить ее особенности
В рамках поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать Конституционные параметры правозащитной деятельности публичных структур в России.
2. Показать особенности правозащитного законодательства России.
3. Рассмотреть основные этапы становления и развития правозащитного движения.
4. Проанализировать особенности правозащитной деятельности юриста.
5. Выявить Роль адвоката в правозащитной деятельности
1. Конституционно-правовое регулирование правозащитнои? деятельности в России
1.1 Конституционные параметры правозащитной деятельности публичных структур в России
Базовой гарантией единообразия правозащитной деятельности публичных структур является конституционное оформление ведущих ее параметров. Закрепленные в Конституции РФ принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г (с доп. и изм. от 5 февраля 2014 г.) правозащитные позиции, которым свои?ственно аксиологическое предпочтение человека, его прав и свобод, является демократическим завоеванием современной российской государственности.
О создании условии? защиты прав и свобод человека и гражданина речь идет уже в преамбуле Конституции. Конкретизация нравственных позиции?, придание им нормативного качества осуществлено в самом тексте Конституции РФ. Устои?чивости принципиальных основ правозащитной системы содеи?ствуют и положения главы 9 Конституции РФ, посвященной поправкам и пересмотру ее статей.
Следует отметить, что Конституция России 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила значимость и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция, учитывая теоретические основы естественноправовой доктрины прав человека, исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основополагающие права и свободы: они принадлежат людям от рождения и неотчуждаемы.
Неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина является сущностным ориентиром в регулировании их защиты, поскольку означает невозможность их приобретения, передачи. В качестве содержательного элемента неотчуждаемости прав и свобод человека называют недеи?ствительность отказа от них. Думается, такая характеристика неотчуждаемости приводит к мысли, что государство полномочно принимать решения о последствиях отказа человека от своих прав и свобод, например, от жизни.
Конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина начинается с возведения такой защиты в ранг конституционнои? обязанности государства (ст.2), что означено в качестве однои? из важнеи?ших основ конституционного строя России (глава 1).
Конституционная обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина обретает функциональную определенность через деятельность публичных структур всех ветвей и уровней власти: права человека и гражданина являются непосредственно деи?ствующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнои? и исполнительнои? властеи?, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 главы 2).
Каждый из названных властных субъектов самостоятелен в реализации данной обязанности в пределах очерченной законом компетенции. Значимость ст.18 Конституции РФ в регулировании защиты прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить, поэтому логичнее было бы установить ее в качестве основы конституционного строя. Это повысило бы ее статус и обязательность для всех государственных и муниципальных органов, а также их должностных лиц, что неоценимо в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина.
Конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина, выступающее гранью реализации конституционной обязанности, зафиксированной ст.2 Конституции РФ, выражается в нормативном установлении соответствующих гарантии? и юридических процедур. В качестве примера таких норм-гарантии? и норм-процедур можно назвать статьи 33, 45-57, 59, 60, 82, п.«е» ч.1 ст.114, п.4 ст.125 Конституции РФ.
Отметим, что не все из названных конституционных положении? можно охарактеризовать как надлежащие для полноценной реализации государством своей обязанности защищать права и свободы человека и гражданина. В частности, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) адресует только россии?ским гражданам. Такое конституционное сужение субъектов права на обращение не только не способствует системной защите прав и свобод человека и гражданина, но и алогично: как же можно приобрести, например, россии?ское гражданство, что предусмотрено ч.1 ст.6 Конституции РФ, не обратившись к уполномоченным органам государственнои? власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве России?скои? Федерации».
Аналогичная проблема обнаруживается в п.«е» ч.1 ст.114, согласно которои? Правительство РФ «осуществляет меры по обеспечению... прав и свобод граждан», и нет упоминания о правах и свободах человека. Данная конституционная позиция воспроизведена и в ст.19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве России?скои? Федерации».
Конституционная обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина раскрывается через гарантированность их государственной защиты (ч.1 ст.45). Это проявилось в установлении перечня государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Их система обусловлена особенностями государственного устрои?ства России, историческими традициями, международным опытом, требованиями, вытекающими из международных договоров и соглашении? России?ской Федерации.
Конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина выражается не только в предписании правозащитной миссии органам власти и управления, которые наделены также иными важными полномочиями, но и в установлении специализированного органа - Уполномоченного по правам человека, - которыи? занимается исключительно защитой прав и свобод человека и гражданина. Прямое указание на данный конституционный орган содержится в п.«д» ч.1 ст.103 Конституции РФ, однако, в контексте освещения вопросов ведения Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина сопряжено и с таким важным аспектом, как возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства - ч.3 ст.55 Конституции РФ исключительно на основе федерального закона. Субъектам Федерации право ограничивать права и свободы человека и гражданина не предоставлено.
Рассматривая ограничения в конституционном порядке прав и свобод человека и гражданина в качестве механизм...
Правозащитная деятельность социального педагога
Нормативные документы, которые могут использоваться социальным педагогом в его правозащитной деятельности. Понятие правозащиты детей. Процесс подготов...
Отцы и дети правозащитная ассоциация
Концепция прав и свобод человека в Русской Православной Церкви в контексте мировой политики
В монографии рассматриваются современная концепция достоинства, прав и свобод человека, разработанная в Русской Православной Церкви, и практическая пр...
Правозащитная деятельность ООН
INTERNATIONAL SLAVONIC UNIVERSITY(KHARKOV)DEPARTMENT OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS AND BUSINESSHUMAN RIGHTS SITUATION AND PROTECTION. UNO ACTIVI...
Инвестиционная деятельность в России
Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России. Сущность, значение инвестиций и их роль в экономике. Инвестиционный потенциал Рос...