Правовые основы экологического мониторинга
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа
по дисциплине «Экологическое право»
на тему: «Правовые основы экологического мониторинга»
Содержание
Введение
1. Понятие и значение экологического мониторинга
1.1 Понятие, метод и значение экологического мониторинга
1.2 Задачи экологического мониторинга
2. Правовое регулирование экологического мониторинга в РФ
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления
3. Ответственность за ведение экологического мониторинга
3.1 Административная ответственность за ведение экологического мониторинга
3.2 Уголовная ответственность за ведение экологического мониторинга
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Проблема экологии в России, сегодня является одной из значительных экономических и социальных проблем, поскольку касается практически каждого человека.
Любой вид техногенной активности человечества вносит дестабилизирующий резонанс в природное равновесие. Уровень индустриализации, который мы наблюдаем в последние десятилетия (особенно в крупных мегаполисах), приводит к большему числу экологических катастроф, природных катаклизмов, кризисных явлений, негативно воздействующих на состояние здоровья населения, продолжительность жизни, растет число генетических отклонений.
Последнее время участились дискуссии об организации и осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды, т.е. комплексной системы наблюдений за состоянием среды, оценки ее изменений под воздействием природных и производственных факторов. Это обусловлено активизацией разграничения государственных функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перманентной реорганизацией экологического управления, недостатками в прогнозировании ближайших и перспективных погодных изменений, отражающихся на развитии экономики и рекреации.
Важно определить современное состояние соответствующей нормативной правовой базы в этой области, степень ее реализации для того, чтобы представлять, кто несет ответственность в настоящее время за своевременную и достоверную информацию, выдаваемую и необходимую участникам предпринимательской деятельности, иным юридическим и физическим лицам для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Кроме того, экологический мониторинг служит необходимым условием осуществления эффективного государственного, производственного, общественного, муниципального экологического контроля, значение которого в условиях обострения экологической обстановки. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области экологического мониторинга. Предмет исследования составили теоретические и практические аспекты применения действующего законодательства в экологическом мониторинге.
Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие и значение экологического мониторинга в РФ;
- изучить действующее федеральное законодательство, в области экологического мониторинга;
- изучить региональное законодательство в области экологического мониторинга;
- рассмотреть порядок правового регулирования экологического мониторинга на уровне местного самоуправления;
- выработать предложения по совершенствованию законодательства в указанной области;
- систематизировать теоретические и практические исследования по данной проблематике.
1. Понятие и значение экологического мониторинга
1.1 Понятие, метод и значение экологического мониторинга
Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. «Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Волтерс-Клувер, 2009 г.». В настоящее время, фактически, любой вид технологической активности человечества дестабилизирует природное равновесие. Ускоренное развитие индустриализации, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, приводит к большему числу экологических катастроф, природных катаклизмов, кризисных явлений, что неблагоприятно отражается на состоянии здоровья населения.
В настоящее время накоплен определенный опыт по изучению воздействия отдельных источников загрязнения, однако остается актуальной задача исследования и управления экологической ситуацией, как в целом, так и на территории определенного региона.
Метод наблюдения - один из важнейших способов окружающей действительности, представляющий собой способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности Брянцев А.Н. Социологический словарь. СПб.: Лань, 2010 с. 218..
В XX веке в научный оборот введен термин «мониторинг» для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.
Сегодня сведения о состоянии окружающей среды необходимы во многих сферах деятельности: в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что реализация данного права невозможно без его участия.
Впервые термин экологический мониторинг в современном его понимании, появился в государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» В докладе было предложено следующее определение: «комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью». Определение экологического мониторинга или мониторинга окружающей среды законодательно закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе от 19 июля1998 года N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (в ред. ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ)..
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) определяется как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ Ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ) //"Российская газета" от 29.12.2009 г..
Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что данные понятия соотносятся как часть и целое, и государственный экологический мониторинг представляет собой одну из составляющих экологического мониторинга.
Иметхенов А.Б. определяет экологический мониторинг как систему «повторных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под в...
Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации
Понятие, цели и задачи экологического контроля в области окружающей среды, его значение и основные виды. Правила осуществления государственного монито...
Методы мониторинга озер
Особенности мониторинга и исследовательской деятельности школьников в системе экологического образования. Характеристика школьного мониторинга: сущнос...
Организация и проведение почвенных исследований для экологического мониторинга
В пособии рассмотрены цели и задачи почвенного мониторинга как составной части экологического мониторинга. Принципы выбора контрольных участков, показ...
Проектирование системы экологического мониторинга
Оценка допустимых нагрузок на окружающую среду. Источники информации и способы её получения. Структура и схема программы экологического мониторинга. Ф...
Токсикометрия нефтезагрязнений с использованием микроорганизмов
Нормативно-правовые основы экологического мониторинга окружающей среды в России. Физико-химические методы определения нефтепродуктов и других токсинов...