Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие беженцев по российскому законодательству и международным стандартам. Правовой статус вынужденных переселенцев. Порядок признания беженцем. Их основные права и обязанности. Механизм законодательного регулирования проблемы беженцев в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Понятие беженцев по российскому законодательству и международным стандартам

2. Порядок признания беженцем

3. Права и обязанности беженцев

4. Защита прав беженцев

5. Правовой статус вынужденных переселенцев

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

Массовый характер переселенческих процессов вызвал необходимость установления правового статуса этих лиц. 19 февраля 1993г. были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и « О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с таким ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве, и решают другие вопросы.

Цель курсовой работы - исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:

1) дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям, разрешить терминологические проблемы, возникающие при исследовании данных понятий;

2) проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;

3) исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;

4) дать оценку реализации законодательства о беженцах в реальном социально-политическом положении России и ее регионов.

1. Понятие беженцев по российскому законодательству и международным стандартам

Статус беженца, как юридический термин, появился в обороте после того как 28 июля 1951 году, в Женеве, была подписана Конвенция о статусе беженцев. Следует отметить, что 57 лет, прошедшее со времени принятия Конвенции 1951 года, является вехой в процессе формирования и развития международной системы защиты прав беженцев. Безусловно, универсальная Конвенция о статусе беженцев стала фундаментом этой системы, мини-«конституцией» беженцев. Время показало, что ее положения не совсем подходят для решения современных проблем беженцев в некоторых их аспектах, но ее главной целью всегда было регулирование правового статуса и обращения, а не руководство по поиску решений, приемлемых для всех.

Появлению Конвенции 1951 года предшествовал длительный процесс формирования права беженцев. В период с 1921 по 1939 года в рамках деятельности Лиги Наций был принят ряд соглашений и конвенций, которые послужили основой для действующей Конвенции 1951 года.

- Соглашение 1926 года, впервые сформулировавшее определение понятия «беженец»;

- Конвенцию 1933 года «О международном статусе беженцев», которая во многом стала моделью будущих международных документов, включая Конвенцию 1951 года;

- Конвенцию 1938 года «О статусе беженцев из Германии», в которой были изложены основные правила обращения с беженцами, а также основные права беженцев в стране убежища.

Формирование основных принципов права беженцев продолжилось в период после Второй мировой войны. Этот процесс, в какой-то степени, завершился созданием Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и принятием Конвенции о статусе беженцев 1951 года. Указанная правовая и организационная работа отразила достаточно сложный характер адаптирования необходимых мер и инструментов, а также тот факт, что проблемы беженцев, с которыми сталкивается мир, претерпели сильные изменения.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Конституция Российской Федерации.

Так, Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 года, в статье 1 дала определение понятия «беженец». В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28.07.1951 г.) // Сборник Международных документов. - 1995. - № 2. - С.22.. беженец переселенец правовой законодательный

Конвенция 1951 года распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия «беженец». Исходя из смысла указанного Протокола под термином «беженец» понимается любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в этой Конвенции слов «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года…» и слов «…в результате подобных событий». Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 года.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений Федеральный закон Российской Федерации «О беженцах» от 19.02.1993 г. (ред. от 1 июля 2011 г.) Федеральный закон Российской Федерации «О беженцах» от 19 февраля 1993 года также кроме определения понятия «беженец» давал определение прав и обязанностей лица, признанного беженцем (ст. 8), также этот закон впервые определил полномочия территориальных органов (ст. 17) и вопросы международного сотрудничества по проблеме беженцев (ст. 18) - это был первый документ в России, затрагивающий данные вопросы.

Проблемы правового положения беженцев нашли свое отражение также в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (от 25 июня 1993 г.); постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» (от 31 августа 1994 г.); «Положении о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Россию и находящимися в России в поисках убежища, определении их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства 8 сентября 1994 года.

В настоящее время, правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев претерпело коренные изменения. Это можно объяснить принятием двух основополагающих законов: Закона РФ «О Гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г №62-ФЗ и закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г № 115-ФЗ.

Процесс вынужденной миграции в настоящее время привлекает к себе внимание международного сообщества и отдельных государств своим комплексным характером, требующим разработки общего регионального подхода в этой области. Поскольку основы международно-правового механизма помощи беженцам заложены более 50 лет назад и проверены временем и практикой, основная проблема современной вынужденной миграции связана с применением этих основ к новым условиям и новым явлениям.

Представляется, что в настоящее время в российском законодательстве и миграционной практике формируется тенденция своевременного правового регулирования вопросов вынужденной миграции, с одной стороны, и активного использования универсальных...

Другие файлы:

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. Центр размещения вынужденных переселенцев и место временного содержания лиц, ходатайствующих...

Гражданство Российской Федерации
Принципы гражданства как политико-правовой связи человека с государством, выраженной в совокупности взаимных прав и обязанностей. Полномочные органы п...

Гражданство Российской Федерации
Определение понятия "гражданство". Две соперничающие модели: либеральная и республиканская. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан...

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 2

Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Главными функциями международного сотрудничества государства в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев являются помощь в регул...