Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовой обычай как источник права

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира и связь с религией. Правовой обычай в древних цивилизациях: странах Древней Месопотамии, Исламе, Греции, Риме и на Руси. Римское право как источник законодательных норм.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

  • Введение
    • Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
    • Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
      • 2.1 Страны Древней Месопотамии
      • 2.2 Древний Ислам
      • 2.3 Древняя Греция
      • 2.4 Древний Рим
      • 2.5 Правовой обычай Древней Руси
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.

В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.

В своей курсовой, я преследую цель выявления истока правового обычая. То есть, рассматривая Восток и Запад, я хочу выявить их сходства и различия, а также сравнить их с правовым обычаем Древней Руси.

Актуальность этой темы объясняется тем, что начальные периоды социальной и правовой истории все чаще становятся объектом повышенного интереса, благодаря очередному подъёму этнографических исследований. Так, например французский историк Люсьен Февр, один из обновителей современного исторического знания, писал:

"Сколько в них тайн, ждущих открытия, сколько забытых истин, жаждущих воскрешения. Это необозримые пустыни, среди которых так и хочется - были бы только силы - отыскать подземные источники и посредством упорного труда породить, вызвать из небытия оазисы новых знаний". Эти слова восхищают, они притягивают и без них я не нашла бы смысла в написании этой курсовой работы.

Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией

Существует множество подходов для понимания теории государства и права. Вне зависимости от того или иного подхода к её рассмотрению, понимание права и государства имеет под собой известное мировоззренческое философское основание.

Например, если рассматривать логический и исторический подходы, то не трудно догадаться, что они связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории. Логическое показывает степень понимания исторического, тогда как историческое лежит в основании логического. Специфика предмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу. Какой бы подход в изучении права и государства ни применялся, он необходимо учитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаменте любой науки.

Таким образом, имея дело с правовым обычаем, рассматривать его мы будем именно в тех цивилизациях, которые являются его началом, и именно с помощью логически - исторического подхода.

Но прежде чем говорить о формировании правового обычая как источника права в тех или иных государствах, нужно выяснить какой же смысл вкладывается в понятие источника права?

Во-первых, нужно отметить, что те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения различных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом являются источниками права. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные исторические памятники и правовые акты, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права.

И, в-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления правовых велений или "способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

Вообще, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. В качестве основного регулятора отношений между людьми обычай выступает главным образом в архаических, то есть в докапиталистических обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т.п.). В роли обычая могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. С появлением государства и права целый ряд обычаев был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм в связи с чем, соблюдение обычая обеспечивается государством.

Таким образом, совокупность стихийно возникающих неписаных норм -- обычаев (правил поведения), санкционированных государственной властью называется правовым обычаем. В юридическую систему входит только тот обычай, который выполняет функции правовой нормы, т. е. выражает интересы и волю экономически и политически господствующего класса, приспосабливается государством к конкретным политическим и экономическим условиям. Историческими памятниками, в которых значительное место занимала запись обычаев, являются, например, законы Хаммурапи , законы Двенадцати таблиц , Салическая правда, Русская правда. В ряде стран Западной Европы (например, во Франции) обычное право играло значительную роль в эпоху феодализма вплоть до формирования централизованных абсолютных монархий. Но их рассматривать мы не будем по причине того, что правовой обычай имел начало гораздо раньше и в других странах.

Рост буржуазных общественных отношений, развёртывание производства и товарооборота потребовали введения твёрдых гарантий стабильности этих отношений, т. е. создания системы норм права, установленных государством. В современных буржуазных государствах обычное право существенного значения не имеет (за исключением судебной практики, где его нормы используются для разрешения судебных дел в соответствии со сложившимися обычаями). Несколько большую роль обычное право играет в международных отношениях (например, обычай торговый, обыкновение торговое).

Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

На ранних стадиях развития общества обычаи были основой источников права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, постепенно вытеснялся законами и другими формами права, становился второстепенным его источником. Не мало важен также и тот факт, что с возникновения крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно правовыми актами не только замедлился, а, наоборот ускорился.

Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если - то - иначе", и, во-вторых, объективизм или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными элементами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения - бытового, обрядового и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод: обычное право поначалу - это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.

В последние десятилетия отечественная и зарубежная литература по истории культуры обогатилась новыми глубокими обобщениями, касающимися первобытного общества, социальной и политической эволю...

Другие файлы:

Правовой обычай как источник права
Понятие и виды правового обычая как источника права, его сущность, основные предпосылки развития. Правовой обычай как источник права на международном...

Правовой обычай
Теоретические основы формы (источника) права и их значение. Правовой обычай и его место в системе источников права. Формы санкционирования государство...

Формы права (источники)
Классификация форм права. Нормативно-правовой акт и его признаки. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц. Судебный...

Правовое регулирование. Виды источников права
Стадии правового регулирования и его механизм. Понятие юридического процесса. Форма права и источник права. Виды источников права: правовой обычай, су...

Эволюция и структура правового обычая в контексте развития правовой мысли
Правовой обычай и его виды, основные признаки правового обычая, характеризующие его как источник права. Эволюция становления обычного права как формы...