Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовой нигилизм и правовой идеализм: теоретические аспекты

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма, их происхождение, формы выражения, определение их влияния на систему общественных отношений и пути борьбы с этими формами деформации правового сознания. Взгляды анархистов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Юридический факультет

Кафедра социологии, психологии и права

курсовая работа по ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Выполнил(а): студент(ка) з-380-а группы

Ткаченко Татьяна Николаевна

Проверил(а): Научный руководитель

Томск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Правовой нигилизм

1.1 Понятие правового нигилизма и его источники

1.2 Формы проявления правового нигилизма

2. Правовой идеализм

2.1 Понятие и источники правового идеализма

2.2 Формы проявления правового идеализма

3. Негативное влияние правового идеализма и правового нигилизма и пути их преодоления

Заключение

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Введение

Развитие современного общества неразрывно связано с необходимостью развития права как главного регулятора общественных отношений и построения правового государства.

Конституцией 1993 г. Российская Федерация была провозглашена правовым государством. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». (Конституция Российской Федерации. - Эксмо, К 65 2010. - 32с. (законы и кодексы).) Но в настоящее время это еще не вошло в практику, то есть государство еще не является той политической властью, которая признает безусловное верховенство закона, единого для всех членов общества, учитывает их интересы, обеспечивает защиту прав и свобод. Причем данная ситуация характерна не только для России, где она проявляется более остро и наглядно в силу еще «молодой» демократии, в той или иной степени она проявляется и в других странах.

Причины данного явления связаны, прежде всего, с уровнем развития правовой культуры в обществе и с особенностями правосознания, имеющего существенное влияние на организацию общественной жизни.

Наиболее важной и актуальной в этом плане видится проблема отношения людей к праву, которое подчас принимает крайне противоположные формы. От положительного, когда человек понимает необходимость и важность права, до отрицательного, когда человек полностью его отвергает, считая бесполезным и ненужным. Отношение к праву может быть основано на разумном, рациональном подходе, либо эмоциональном, возникшим под влиянием каких-либо идей, чувств или настроений. В настоящее время наиболее остро проявляется отрицательное, неуважительное, а порой и пренебрежительное отношение людей к праву, приводящее к тому, что законы игнорируются, не исполняются или вовсе откровенно нарушаются. Это явление носит название правового нигилизма. Оно оказывает серьезное влияние на формирование правосознания широких масс населения, что, в свою очередь, негативно отражается на процессах развития экономики и юриспруденции.

Противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм, своеобразная переоценка возможностей права, излишнее идеализированное отношение к юридическим средствам, вера в то, что приняв «правильные» законы, можно решить все социальные проблемы в обществе.

Правовой нигилизм и правовой идеализм происходят из одних и тех же проблем общества - низкого уровня политико-правовой культуры, искаженного правосознания и юридической безграмотности.

В настоящее время проблемы правового нигилизма и идеализма, особенно порожденные современными условиями, сферой имеющихся на сегодняшний день исследований, полностью не охвачены. По большей части эти исследования имеют фрагментарный характер, без комплексного системного подхода и изучения конкретных форм проявления данных феноменов. К тому же по ряду вопросов у представителей юридико-правовой науки отсутствует единая точка зрения на эти явления, а порой их мнения кардинально расходятся.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма, изучить их происхождение, формы выражения, а затем определить их влияние на систему общественных отношений и пути борьбы с этими формами деформации правового сознания.

Задачами, которые определяются поставленной целью работы, являются:

- раскрытие и уточнение основных понятий, характеризующих данные явления;

- анализирование их истоков;

- рассмотрение форм проявления правового нигилизма и правового идеализма;

- выявление взаимосвязи между правовым нигилизмом и правовым идеализмом;

- определение их негативного влияния и путей их преодоления.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов и заключения.

1. Правовой нигилизм

1.1 Понятие правового нигилизма и его источники

Термин «нигилизм» происходит от латинского nihil - «ничто», и выражает отрицание, негативное отношение субъекта (или группы субъектов, сформировавшейся под влиянием некоторой идеи или общности интересов, класса) к определенным идеалам, нормам, взглядам, системам ценностей либо всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения, главной идеей которой является полное отрицание норм, правил, общественных устоев и традиций.

Нигилизм как течение общественной мысли уходит корнями в далекое прошлое. Впервые нигилистические идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае. В отличие от античных философов классического периода (Платон, Аристотель), рассматривавших проблемы выбора и ответственности человека, подчеркивая тем самым роль права и законов, конфуцианцы обращались к совести человека, добродетели, человеколюбию и т.д. Они утверждали, что обществом следует управлять не при помощи законов, а на основе системы нравственных установлений.

В научных работах, посвященных этому феномену, указывается, что наибольшее развитие это течение получило главным образом в Европе и в России в XIX-XX веках. Оно связано с именами таких философов, как Ф. Ницше, М. Хайдеггер, П. Прудон, Ф. Якоби и другие. Ф. Ницше, в частности, критиковал современное ему общество и его законы. Под нигилизмом он понимал несостоятельность традиционных идеалов, присущих этому обществу, потерю ценностей, ведущих к упадку и вырождению всего человечества. «Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. "Прогресс" есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения, поступательное развитие решительно не представляет собою какой-либо необходимости повышения, усиления». (Фридрих Ницше. Антихристианин. Проклятие христианству. OCR: Алексей Бердников, http://lib.ru/NICSHE/antihristianin.txt). М Хайдеггер указывал на глубокое проникновение и закрепление нигилизма в европейском образе мышления, связанного с устремлением европейского человека к достижению господства над миром, как природным, так и социальным.

В наиболее резкой форме нигилизм проявляется во взглядах анархистов - П. Прудона, М. Штирнера, М. Бакунина, в трудах которых немедленное упразднение права и государства рассматривается в качестве необходимой предпосылки «освобождения личности». Отрицательная оценка буржуазного права М. Бакуниным и его последователями распространялась на право вообще. «Государство, установленное богом, чтобы регулировать, организовать и управлять человеческим обществом, стоит, естественно, выше общества, оно его господин, а не слуга. Оно имеет свой особый разум, возвышающийся над обычным человеческим разумом, и особую справедливость, помогающую создать закон, который сохранит государство,-- закон эгоизма.» (М.А. Бакунин. «Международное тайное общество освобождения человечества», Встань, человек! / Сост., подготовка текстов, примеч. А. И. Володина, Б. М. Шахматова.- М.: "Советская Россия", 1986. (Худож. и публицист. б-ка атеиста) OCR Бычков М. Н. http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0290.shtml) Это, в свою очередь, вело к недооценке роли права, а с ним и государства в процессе исторического развития и построения социалистического общества.

Правовой нигилизм нашел свое отражение и в коммунистической идеологии. Одной из его причин явилось утверждение об "отмирании" права при безгосударственной организации общества эпохи коммунизма, о совершенной системе распределения благ «по потребностям» при общем равенстве всех членов общества. « Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для н...

Другие файлы:

Особенности российской правовой культуры
Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и...

Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм
Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-...

Правовой нигилизм
Понятие правового нигилизма. Исторический и литературный аспект правового нигилизма. Источники правового нигилизма. Формы проявления правового нигилиз...

Развитие и роль правовой культуры в правовой системе общества
Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосозн...

Правовой нигилизм
Понятие и определение правовой и социальной природы российского нигилизма, причины его проявления и качественно новые свойства, средства борьбы и пути...