Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовое регулирование экспедиционной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Источники, понятие и предмет правового регулирования транспортной экспедиции. Соотношение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. Порядок заключения, форма и содержание договора. Права и обязанности клиента в соответствии с договором.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

1. Общие положения о договоре транспортной экспедиции груза

1.1 Источники правового регулирования транспортной экспедиции

1.2 Понятие и предмет договора транспортной экспедиции

1.3 Соотношение договора перевозки и договора транспортной экспедиции

2. Заключение и содержание договора транспортной экспедиции

2.1 Порядок заключения и форма договора транспортной экспедиции

2.2 Права и обязанности клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции

2.3 Права и обязанности экспедитора в соответствии с договором транспортной экспедиции

3. Споры, вытекающие из договоров транспортной экспедиции

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. В дореволюционных учебниках и научных трудах по гражданскому и торговому праву можно обнаружить лишь фрагменты, свидетельствующие о том, что ученым-цивилистам были известны экспедиционные сделки. Возможно, отсутствие целостного учения о договоре транспортной экспедиции можно объяснить тем, что в условиях, когда договор перевозки рассматривался действовавшим законодательством в качестве отдельного вида договора подряда, велись дискуссии относительно признаков перевозчика и необходимости регулирования договора перевозки в качестве самостоятельного договора, вряд ли можно было рассчитывать на адекватное отражение в доктрине договора транспортной экспедиции, который, безусловно, связан с договором перевозки. В настоящее время усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами. В такой ситуации закономерна деятельность участников имущественного оборота, которые специализируются на обслуживании и организации процесса перевозки. Этими организаторами транспортного процесса, в котором могут быть задействованы десятки участников, являются экспедиторы. В связи с усилившейся значимостью транспортно-экспедиционной деятельности на международном уровне действует Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

На мировом уровне и в экономически развитых странах договор транспортной экспедиции является более разработанным по сравнению с договором экспедиции в белорусском законодательстве. Расширение торговых связей с иностранными контрагентами неизбежно влечет необходимость использовать существующие международные нормы в области транспортно-экспедиционных правоотношений.

В процессе развития транспортной экспедиции будет возникать множество проблем, разрешение которых является путем для усовершенствования законодательного регулирования транспортно-экспедиционных правоотношений.

Предметом исследования являются транспортно-экспедиционные правоотношения, регулируемые нормами Гражданского кодекса РБ и законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», транспортными уставами (кодексами), иными нормативно-правовыми актами.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы - анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному; методы теоретического анализа - системный подход, сочетание исторического и логического; методы эмпирического исследования. Были использованы также частнонаучные методы исторического, сравнительного, технико-юридического, системно-структурного анализа.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что от темпов развития транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе от степени и качества ее законодательного урегулирования, напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.

В науке гражданского права данная тематика отражена в работах М.К. Александрова-Дольника, В.К. Андреева, А.А. Антонова, Э.М. Бейлина, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Ворожейкина, А.А. Грибского, В.А. Егиазарова, О.С. Иоффе, К.И. Плужникова, Г.П. Савичева, В.Т. Смирнова, А.И. Хаснутдинова, М.Е. Ходунова, Х.И. Шварца, Г.Ф. Шершеневича, К. Шмиттгоффа, и других работах.

Основная цель и задачи исследования. Настоящая работа ставит своей целью проанализировать и систематизировать накопившийся за последние годы нормативный и практический материал, связанный с правовым регулированием отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Результатом обобщения и научно-теоретического осмысления отечественного и зарубежного опыта правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, по мнению автора, должно стать решение следующих задач:

выявление специфики правового регулирования транспортно-экспедиционных правоотношений;

трудности разграничения договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг;

анализ основных прав и обязанностей сторон договора транспортной экспедиции.

Глава 1. Общие положения о договоре транспортной экспедиции груза

1.1 Источники правового регулирования транспортной экспедиции

Несмотря на выгодное географическое положение Беларуси, находящейся на пересечении важнейших европейских автомагистралей, наше законодательство до недавнего времени уделяло немного внимания регулированию транспортно-экспедиционной деятельности. Ситуация начала исправляться с середины минувшего года. Впервые глава, посвященная транспортно-экспедиционной деятельности, появилась в Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г. (далее - ГК) [2]. Однако шести статей в Кодексе для урегулирования целого вида деятельности было явно недостаточно, и на протяжении последних лет активно шла работа над проектом специального закона. Работа эта завершилась в прошлом году, и со 2 июля 2006 г. Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» [3] (далее - Закон) вступил в силу. Названный законодательный акт заложил правовые основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. А уже совсем недавно его положения были конкретизированы в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766 1 (далее - Правила).

Транспортно-экспедиционная деятельность является одним из элементов, причем самостоятельным (автономным), более широкого вида деятельности, каковой является транспортная деятельность. Об этом свидетельствует определение транспортной деятельности, данное в ст. 3 Закона № 140-З, как совокупности организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционной деятельности и других связанных с перевозкой транспортных работ и услуг, выполняемых на договорной основе или иных законных основаниях [14, c. 131].

Президент Республики Беларусь Указом от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» установил особенности осуществления этого вида деятельности, определив, что нерезиденты Республики Беларусь осуществляют на территории Республики Беларусь транспортно-экспедиционную деятельность, во-первых, лишь при импорте грузов, во-вторых, при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности, а транспортно-экспедиционная деятельность при экспорте грузов осуществляется только резидентами Республики Беларусь. При этом заключение договоров транспортной экспедиции осуществляется на основании конкурса (тендера), проводимого в установленном порядке.

В силу ст. 5 Закона Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее - Правила) [4], определяющие порядок оказания соответствующих услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, формы и порядок заполнения документов, используемых при их оказании, порядок предъявления претензий, вытекающих из договоров транспортной экспедиции. Кроме того, Правила конкретизируют и расширяют права и обязанности основных участников транспортно-экспедиционной деятельности, определенные Законом.

Статьей 1 Закона определено, что эта деятельность является предпринимательской и лицензируемой. Помимо договора транспортной экспедиции, согласно ст. 6 Закона транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками указанного вида деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Необходимо обратить внимание на то, что указание на осуществление в рамках транспортно-экспедиционной деятельности договоров об организации перевозок грузов, перевозки груза и фрахтования входит в противоречие с главой 40 ГК («Перевозка»), содержащей названные виды договоров (ст. 739 - договор перевозки груза, ст. 741 -...

Другие файлы:

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности на современном этапе. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования. Ко...

Правовое регулирование маркетинговой деятельности. Учебное пособие
В учебном пособии «Правовое регулирование рекламной деятельности» впервые детально и всесторонне проведена правовая характеристика маркетинговой деяте...

Правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей
Конституционные гарантии и правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности. Порядок государственной регистрации физического лиц...

Правовое регулирование деятельности предпринимателей
Характеристика социального партнерства предпринимателей с государственными органами, его правовое регулирование. Понятие товарного рынка, его функцион...

Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Определение внешнеэкономической деятельности, ее виды, отличия от внешнеэкономических связей, законодательная база и правовое регулирование. Характери...