Правовое регулирование сотрудничества государств в рамках организации договора о коллективной безопасности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
[Введите текст]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В РАМКАХ ОДКБ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕССИЙ СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В РАМКАХ ОДКБ
3.1 Международно-правовое регулирование борьбы с международным терроризмом
3.2 Правовое регулирование деятельности по формированию системы мирного урегулирования споров
3.3 Правовое регулирование в сфере создания коллективных воинских формирований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы - Правовое регулирование сотрудничества государств в рамках ОДКБ. ОДКБ - это военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.
Актуальность темы состоит в том, что она рассматривает те правовые нормы, которые регулируют деятельность государств-членов в рамках ОДКБ, и направлены на обеспечение безопасности, а в настоящее время в мире происходит множество военных конфликтов, что не обходит и постсоветское пространство. Государства всего мира уделяют особое внимание своей безопасности, что вполне понятно и объяснимо.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) занимает особую нишу в системе международных отношений. По сути дела, это - единственная интеграционная структура, которая имеет выраженное военное измерение в рамках разносторонних усилий по созданию системы коллективной безопасности нескольких постсоветских государств.
По проблематике ОДКБ в русскоязычной и зарубежной литературе опубликовано немало материалов, однако среди них нет специальных обстоятельных аналитических разработок или же серьезных исследовательских трудов. Полностью отсутствуют исследования, посвященные оценке ОДКБ с точки зрения международного права.
Основная масса имеющихся публикаций - небольшие газетные статьи, как правило, посвященные отдельным саммитам ОДКБ. Скажем, в западных СМИ были опубликованы материалы с оттенком сенсационности о заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ на высшем уровне (Москва, 14 июня 2009 г.), в котором не приняла участие делегация Республики Беларусь. Западные авторы иногда поднимают вопросы, касающиеся деятельности ОДКБ, в более широком контексте, например, рассматривая региональные аспекты безопасности в Центральной Азии.
Среди русскоязычных публикаций необходимо выделить статьи, опубликованные Генеральным секретарем ОДКБ Н. Бордюжей в журнале «Международная жизнь», в которых представлен, официальный взгляд на место и роль ОДКБ в евразийской системе координат, ее задачи и функции. Заслуживают также упоминания журнальные публикации В. Николаенко и А.Л. Рекута.
Фундаментальные нормы международного права, универсально сформулированные в Уставе ООН, неуклонное следование его принципам и нормам, а также выполнение взятых на себя других международных обязательств, в том числе в рамках ОБСЕ.
Целью данной работы является изучение нормативной базы, которая регулирует деятельность государств, сотрудничающих в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Задачей данной работы - раскрыть роль, проанализировать правовые нормы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование деятельности государств-членов в рамках Организации Договора для обеспечения коллективной безопасности и по поддержанию мира
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в сфере обеспечения безопасности в рамках ОДКБ.
Предмет исследования составляют международно-правовые нормы, регулирующие деятельность государств-членов в рамках ОДКБ.
Структура работы - работа состоит из введения; основной части, разделенной на три главы, третья глава в свою очередь разделена три под главы; и заключения.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В РАМКАХ ОДКБ
Формы сотрудничества государств на постсоветском пространстве в области международной безопасности претерпели целый ряд изменений с момента заключения Договора о коллективной безопасности от 15.05.1992 г. С момента заключения ДКБ до учреждения ОДКБ в 2002 г. между ОДКБ и СНГ существовала тесная связь. Согласно Решению СНГ от 24.12.1993 г. «О первоочередных мерах по реализации Договора о коллективной безопасности от 15.05.1992 г.» реализация ДКБ должна была осуществляться в рамках системы СНГ. В связи с этим можно согласиться с мнением, высказанным Генеральным секретарем ОДКБ Н.Н. Бордюжа о том, что система ДКБ изначально рассматривалась ее создателями как военно-политическое направление деятельности в рамках СНГ [13, с. 20].
В то же время, несмотря на то, что в 90-е гг. XX в. измелись тенденции включения сотрудничества ДКБ в систему СНГ, данные механизмы остались самостоятельными. Независимость ДКБ как системы, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности, была закреплена уже в самом Договоре. Согласно ст.5 ДКБ для координации совместной деятельности государств-участников вместо выполнявшего эту функцию Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества создается СКБ. Финансирование системы ДКБ осуществляется за счет взносов членов ДКБ, а не из единого бюджета СНГ (О расходах на содержание Секретариата СКБ в 1996 г. от 03.11.1995 г., О порядке финансирования деятельности Совета коллективной безопасности и его рабочих органов от 03.11.1995 г.).
Уже в 1992 г. ДКБ в качестве основного принципа закрепил запрет применения силы или угрозы силой в международных отношениях, обязанность мирного разрешения споров как между собой, так и с другими государствами (ст.1(1)). Приверженность обязательствам, вытекающим из Устава ООН, и общепризнанным принципам международного права, включая запрет применения силы или угрозы силой, в том числе для разрешения международных споров, закрепляется и в пп.1, 2 Декларации государств-участников 1\оговора о коллективной безопасности от 10.02.1995 г. Декларация закрепляет запрет применения силы и положения о дружбе и сотрудничестве между государствами-участниками ДКБ, запрещая им вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника (п.2). Применение силы и вмешательство во внутренние дела государств рассматриваются в качестве основных источников военной опасности (ч.1 Концепции коллективной безопасности государств-участников ДКБ от 10.12.1995 г.). Ст.4 Устава ОДКБ подчеркивает обязанность уважения принципов суверенного равенства, выполнения международных обязательств, невмешательства во внутренние дела государств. Отсылка к нормам и принципам международного права есть в концепциях сотрудничества государств-членов ОДКБ (п.1 Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ от 18.06.2004 г.), положениях об органах ОДКБ [1, с. 328].
Государства - участники ДКБ образовали Совет коллективной безопасности и заявили, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо иного государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников Договора, а также «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Ст. 7-8 Устава ОДКБ определяют и основные направления сотрудничества государств в рамках ОДКБ:
-формирование действенной системы коллективной безопасности, включая создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовки военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой;
-борьба с международным терроризмом и экстремизмом;
-борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
-борьба с незаконным оборотом оружия;
-борьба с организованной транснациональной преступностью;
-борьба с нелегальной миграцией и др. угрозами [14, с. 40].
Основные направления сотрудничества и конкретные шаги для реализации этих мер государств в рамках ДКБ/ОДКБ закреплялись впоследствии в программных документах, таких как концепции, планы мероприятий и проч. включая:
решение СКБ «Об основных направлениях углубления военного сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности» от 10.12.1995 г. - предусматривает необходимость координации деятельности государств-участников, совместное отражение агрессии, сближение законодательства по вопросам ДКБ, развитие вооруженных сил в разных направлениях;
решение СКБ «О концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности» от 10.12.1995 г. - определяет основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности, проведение согласованной политики по отношению...
Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных геополитических условиях
Анализ взаимодействия государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской Организации Сотрудничества с...
Правовые основы европейской безопасности
В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной бе...
Принципы межмуниципального сотрудничества
Межмуниципальное сотрудничество: понятие и правовое регулирование. Цели, виды, задачи, формы данного процесса, принципы и этапы его организации, норма...
Правовое регулирование договора комиссии
Понятие, правовое регулирование и содержание договора комиссии - законодательного оформления посреднических отношений; основания его заключения и пред...
Информационная безопасность в современном мире
Место информационной безопасности в архитектуре безопасности современного мира. Юридически оформленные союзы государств, заключенные для отражения общ...