Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовое регулирование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства)

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Правовая сущность процедуры наблюдения. Механизм сохранения имущества должника. Анализ его финансово-экономического и хозяйственного состояния. Правовой статус временного управляющего. Регулирования процедур банкротства и проведение собрания кредиторов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт заочного и ускоренного обучения

Кафедра предпринимательского права

Курсовая работа

по дисциплине: «Предпринимательское право»

на тему: «Правовое регулирование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства)»

Выполнила:

Сафонова Е.Ю.

Екатеринбург 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и правовая сущность процедуры наблюдения

Глава 2. Правовое положение участников банкротства при введении

процедуры наблюдения

2.1 Правовое положение должника и кредиторов

2.2 Правовой статус временного управляющего

Глава 3. Исполнение процедуры наблюдения

3.1 Правовой механизм сохранения имущества должника и анализа его финансового состояния

3.2 Первое собрание кредиторов. Окончание процедуры наблюдения

Заключение

Список литературы

Введение

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Процедура наблюдения - важнейшая процедура банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)", является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение не вводится, он будет рассмотрен в первой главе данной работы.

Процедура наблюдения наиболее часто подвергается неправомерному использованию и захвату контроля над организацией, в частности в целях передела собственности или устранения конкурентов. Таких примеров на практике огромное множество, одним из них может служить следующая схема, когда недобросовестные кредиторы инициируют процесс банкротства. Этот пример явно иллюстрирует не использование процедуры наблюдения в целях восстановления платежеспособности должника, а захват организации путем ее банкротства заинтересованными лицами.

В связи с этим возникает необходимость избегать поспешности и формализма при введении этой процедуры банкротства, учитывать социально-экономические последствия банкротства каждой организации.

Изучая механизм правового регулирования и практику применения нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности банкротства на примере процедуры наблюдения, можно проанализировать причины возникновения несоответствий положений правовых норм, регулирующих несостоятельность реальным возможностям их реализации и применения.

Глава 1. Понятие и правовая сущность процедуры наблюдения

Основанием для введения процедуры банкротства (несостоятельности) является наличие признаков банкротства.

Признаки банкротства определены в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят Государственной Думой РФ 27.09.2002. г., одобрен Советом Федерации РФ 16.10.2002 г.) (далее - ФЗ «О банкротстве»).

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на сумму не менее чем 100 000 рублей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержал положения о четырех процедурах банкротства - наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.

Процедура наблюдения - институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), появившийся с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и регламентирующий вопросы несостоятельности. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 года. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 года показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

Практика применения порядка и оснований введения процедуры наблюдения, регламентированных Законом о банкротстве 1998 года, показала необходимость изменений такого порядка и таких оснований.

Легальное определение понятия «наблюдения» законодатель дает в статье 2 ФЗ «О банкротстве»: наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура «наблюдение» является, по своей природе, предварительной, и она не направлена ни на реабилитацию должника, ни на его ликвидацию. Цель наблюдения - сохранить в неприкосновенности активы должника и, по возможности, увеличить их за счет взыскания дебиторской задолженности, а кроме того, максимально способствовать обоснованному принятию главного решения: банкротить должника или нет.

Согласно ст. 2 ФЗ «О банкротстве» основными задачами процедуры наблюдения законодатель определил:

- обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве до назначения реорганизационных, оздоровительных или ликвидационных процедур;

- выяснение имущественного состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; максимальное обеспечение баланса прав и интересов должника и кредиторов

- составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Важно отметить, что само наблюдение не означает прекращения деятельности должника, а лишь является сигналом о необходимости принять срочные меры.

Стадия наблюдения позволяет определить дальнейшую судьбу должника и, соответственно, выбрать дальнейшую процедуру (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение). Волнухин К.В. Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика решения проблем правового регулирования процедур банкротства. (наблюдение) // Право и политика, 2004, №6, с.49.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Важно отметить, что ФЗ «О банкротстве» установлен ряд случаев, когда процедура наблюдения вообще не применяется. Например, такое возможно согласно ст. 228 Закона о банкротстве в отношении отсутствующего должника Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. В качестве примера можно привести решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2014 г. по делу № А62-1512/2014, в котором ИФНС г. Смоленска подало заявление о признании ООО «СтройАктив» банкротом в упрощенном производстве в связи с наличием долга по обязательным платежам в размере 7 216 488 рублей.

Кроме того, Закон устанавливает и специальный порядок, например, для должника, который находится в стадии добровольной ликвидации. К такому должнику подлежит прим...

Другие файлы:

Правовое регулирование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства
Понятие, основания, последствия введения наблюдения. Характеристика правового положения должника и временного управляющего. Анализ содержания и заверш...

Правовое регулирование банкротства в РФ
Понятие российского конкурсного права. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития. Понятие нес...

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ
Возникновение и развитие института несостоятельности. Анализ места института несостоятельности (банкротства) в системе законодательства РФ, его процед...

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах
Французское законодательство о несостоятельности (банкротстве): ориентация на интересы должников. Разрешение случаев несостоятельности (банкротства) п...

Организационные механизмы оздоровления предприятия
Понятие и виды несостоятельности (банкротства). Основные процедуры и регулирование процессов банкротства, его нормативно-правовое регулирование. Анали...