Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовое регулирование государственной и общественной жизни

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исследование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Анализ системы формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества. Характеристика сущности и характерных особенностей государственной власти.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Правовое регулирование государственной и общественной жизни.

1.1 Принцип разделения властей

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

1.2 Право

Право -- это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения.

В рамках теории государства и права различают две стороны формы права: внутреннюю и внешнюю.

Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов -- нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права.

Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

В российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

Правовой обычай -- это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, так как он исторически предшествовал закону как правовому источнику. Одни из государств официально запрещают использование правовых обычаев в качестве источников права, в других государствах использование правовых обычаев, напротив, поощряется и санкционируется законом.

Правовой прецедент -- это решение уполномоченного государственного органа, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Правовой прецедент может быть как судебный, так и административный.

Договор с нормативным содержанием -- это такой договор, который имеет правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.

Любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида содержит правовую норму общего характера; носит добровольный характер заключения; имеет общность правового интереса сторон; предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора; носит эквивалентный и возмездный характер; подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств; предполагает правовое обеспечение.

Нормативно-правовой акт -- это изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Нормативно-правовой акт-это основная и наиболее совершенная форма права. Как юридический источник он обладает следующими характерными чертами: исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества; его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый порядок регулирования юридически значимых общественных отношений; имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию; принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке; его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

Понятие "источник права" подразумевает под собой истоки формирования права, систему фактов, которые предопределяют содержание и формы выражения права.

власть законодательный судебный государственный

1.3 Законность

Законность - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Законность есть режим общественной жизни, при котором государство и правовая система обладают защитными механизмами, обеспечивающими соответствие поведения, деятельности участников регулируемых отношений праву, закону. Законность при этом не сводится исключительно к оценке законности юридически значимого поведения, но и предполагает оценку самого закона. Законность есть требование (принцип, режим) выражения права во всякой юридически значимой правовой деятельности.

Обоснование всего многообразия присущих законности свойств предполагает рассмотрение законности в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как принципа (идеи, требования); метода поведения и режима общественной жизни.

Как принцип государственно-правовой жизни законность провозглашается и законодательно закрепляется в качестве основополагающего начала правовой жизни, идеи или требования, которой должны руководствоваться в своем поведении. Понимание законности как принципа права означает, что требования права в равной мере обращены как к населению, так и государственным органам и их должностным лицам.

Во втором аспекте законность рассматривается в качестве метода поведения участников регулируемых отношений. В этом аспекте законность можно представлять в специальном значении -- в качестве метода государственного руководства обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения к исполнению юридических предписаний.

Во втором случае речь идет о правовом методе или о методе законности. Государство издает законы и требует от их адресатов безусловного их выполнения. В этом смысле законность выступает элементом политического режима, который противостоит беззаконию и произволу. В этом качестве законность зарождается на ранних этапах развития государственности. Утверждение законности в качестве метода применительно к современным условиям предполагает наличие, по меньшей мере, трех условий: во-первых, наличие развито...

Другие файлы:

Правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей
Конституционные гарантии и правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности. Порядок государственной регистрации физического лиц...

Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ
Правовое определение малого бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства. Особенности государственной регистрации физического лица. Правово...

Понятие, правовое регулирование и государственная политика в сфере недропользования
Классификация объектов недропользования; правовое регулирование, основные направления и приоритеты государственной политики РФ на примере Магаданской...

Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Пра...

Правовое регулирование государственной экологической экспертизы
Правовое понятие государственной экологической экспертизы, этапы и направления развития законодательства в данной сфере, современное состояние, место...