Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике Беларусь
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
1.1 Понятие правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
1.2 Въезд и выезд иностранных граждан и лиц без гражданства
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Избирательное право
2.2 Право на труд. Прием на работу иностранного гражданина. Ограничения
2.3 Имущественные и личные неимущественные права иностранцев
2.4 Брачные и семейные права иностранцев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
правовой статус иностранный гражданство
ВВЕДЕНИЕ
Взаимосвязь государства и гражданина - проблема, свойственная любому государственно организованному обществу.
Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., содержащей статью 15, в соответствии с которой каждый человек имеет право на гражданство [7]. Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося на территории, соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей [8, с. 74].
Каждому этапу исторического развития соответствует свое специфическое содержание основных составляющих правового статуса человека -- таких, в частности, как общая правоспособность, основные права и свободы, принципы правового положения индивидов. Особую разновидность правового статуса индивидов составляет совокупность свобод, прав и обязанностей, которой пользуются в стране иностранные граждане и лица без гражданства.
Целью представленного исследования является, анализ административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в сфере формирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются нормы нормативных правовых актов, являющиеся правовым базисом, определяющим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь, а также учебная и научная литература.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассмотреть отдельные аспекты правовых позиций иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также логический, сравнительно-правовой и другие частные методы научно-исследовательской работы.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Г.А. Василевича, Л.А. Васильевой, В.А. Грядовкина, Ю.А. Дмитриева, С.П. Кацубо, О.И. Тиунова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
1.1 Понятие правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Каждое государство само устанавливает для иностранцев, находящихся на его территории, соответствующий правовой статус. Он определяется как национальным законодательством, так и международными договорами
[13, с. 107].
Понятие ''иностранный гражданин'' следует оценивать во взаимосвязи с понятиями ''иностранец'' и ''лицо без гражданства''. В законодательной практике применительно к иностранцам используются термины - ''иностранные граждане'' и ''лица без гражданства''. Например, из содержания Конституции 1977 г. бывшего СССР следовало, что иностранцами должны считаться как иностранные граждане, так и лица без гражданства. В ныне действующей Конституции Республики Беларусь, предусмотренные законом права и свободы предоставляются ''иностранным гражданам'' и ''лицам без гражданства''. Термин ''иностранец'' в Конституции Республики Беларусь не применяется.
Понятие ''иностранец'' в литературе понимается по-разному. Е.А. Лукашева рассматривает иностранца как лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. Отмечает, что в широком смысле понятие ''иностранец'' может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится, т. е. включать и лиц без гражданства [25, с. 126].
По мнению Л.Н. Галенской, понятие ''иностранец'' в нормативных правовых актах и правовой литературе употребляется в двух смыслах [8, с. 6]. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства (сюда следует отнести также лиц без гражданства). Конвенция о статусе апатридов от 6 июня 1960 г. определяет, что ''под термином ''апатрид'' подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона'' (ч. 1. ст. 1). В узком смысле термин ''иностранец'' употребляется в значении принадлежности к гражданству какого-либо другого государства. Непосредственно в узком смысле термин иностранец применялся и в некоторых актах бывшего СССР. Так, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. иностранцем считалось лицо, не являющееся гражданином СССР и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В законе ''О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь'' [22] (далее - Закон от 04.01.2010 г.) под иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
Термин ''подданство'' сохранился до сих пор в некоторых странах с монархической формой правления, однако по содержанию он фактически равнозначен термину ''гражданство''. Таким образом, определение ''иностранные граждане'', которое содержится в ст. 1 Закона от 04.01.2010 г., следует толковать расширительно. Оно охватывает всех лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь и имеющих доказательства своей принадлежности к гражданству или подданству другого государства, либо доказательства того, что они обладают его национальной принадлежностью.
Республика Беларусь, исходя из Всеобщей декларации прав человека, в ст. 15 которой указано, что каждый человек имеет право на гражданство, стремится к устранению и предотвращению не только двойного гражданства, но и безгражданства. Но, поскольку, лица без гражданства еще пока существуют, белорусское законодательство определяет их правой статус в Республике Беларусь. Согласно ст. 1 Закона от 04.01.2010 г., лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Безгражданство, например, может возникнуть в следующих случаях: 1) лицо утратило гражданство, но не приобрело нового гражданства; 2) женщина при вступлении в брак с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам государства мужа его гражданство; 3) ребенок родился от лица без гражданства в государстве, где ему не предоставляется гражданство. Следовательно, лица без гражданства - это особая категория лиц, правовое положение которых должно регулироваться в особом порядке. В связи с этим, понятия ''иностранный гражданин'' и ''иностранец'' юридически должны рассматриваться как тождественные 15, с. 185.
С учетом изложенного можно сделать общий вывод о том, что ''иностранный гражданин'', или ''иностранец'', - это лицо, находящееся на территории данного государства, не являющееся его гражданином, но имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства [28, с. 77].
Для характеристики правового положения иностранцев и лиц без гражданства применяется термин ''правовой режим'', под которым понимается система юридических норм, регулирующих их права и обязанности. Обратившись к мировой практике, мы увидим, что государства в своем национальном законодательстве и международных договорах предусматривают различные виды правовых режимов пребывания иностранцев и лиц без гражданства в данной стране. К правовым режимам относятся: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный.
Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев и лиц без гражданства со статусом граждан страны пребывания, то есть - это означает, что иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются практически те же п...
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
Понятие правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их въезд на территорию Республики Беларусь. Право на труд. Имущественные и личные...
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
Понятие, основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию Республики...
Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ
Институт гражданства в России. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок въезда и выезда иностранных граждан из РФ. Основн...
Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Респуб...
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
Актуальность выбранной темы очевидна. Я выбрала данную тему своей курсовой работы, потому что в наше время на территории Республики Беларусь кроме бел...