Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовая политика: понятие, принципы формирования, приоритеты

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Определение понятия и сущности правовой политики, раскрытие ее роли и принципов. Анализ некоторых приоритетов современной белорусской политики. Рассмотрение основ формирования правового сознания в государстве, осуществление принципа верховенства права.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Институт управленческих кадров

Факультет управления

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность "Государственное управление и право"

Курсовая работа

Правовая политика: понятие, принципы формирования, приоритеты

Минск 2014

Оглавление

Введение

1. Сущность и основные принципы правовой политики

1.1 Основы понятия правовой политики

1.2 Принципы формирования правовой политики

1.3 Основные приоритеты правовой политики

2. Формирование правового сознания в государстве

Заключение

Список использованных источников

Введение

Демократические преобразования в правовой сфере (признание естественных прав человека и гражданина, формирование правовой государственности; судебно-правовая реформа-совершенствование законотворчества; осознание новой, гуманистической роли права и всей постсоветской юридической системы; поиск мирных путей разрешения возникающих конфликтов) поставили в повестку дня вопрос о выработке единой общенациональной долговременной правовой политики государства и определении ее основных приоритетов.

Правовая политика -- один из видов политики как родового интеграционного понятия. Поэтому нельзя уяснить суть правовой политики, не зная, что такое политика вообще. Иными словами, любое определение правовой политики не должно противоречить устоявшимся представлениям о политике в ее традиционном смысле.

Актуальность данной темы заключается в том, что идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров в осуществлении крупномасштабных преобразований в Республике Беларусь. Для построения правового государства, реального воплощения его принципов в жизнь белорусского общества требуется совершенствование как всей правовой сферы, так и отдельных, составляющих ее, элементов. Достижение надлежащего качественного состояния правовой сферы - один из шагов по приближению к идеалу правового государства.

Объект -- правовая политика в сфере защиты прав и свобод как комплексное явление политико-правовой действительности.

Предмет -- понятие, структура, место и роль правовой политики в государстве.

Цель работы - теоретическое обоснование необходимости проведения более эффективной правовой политики государства в сфере защиты прав и свобод как приоритетного направления правовой политики в целом, характеризующей гуманистический потенциал права.

Задачами данной работы являются:

* определить понятие правовой политики, выделить ее черты и сущность;

* раскрыть определенные принципы правовой политики;

* проанализировать некоторые приоритеты современной белорусской политики;

* сделать выводы на основе изученных материалов и выявить наиболее актуальные проблемы.

Методологической базой исследования являются работы учёных и исследователей в области трудового законодательства (Василевич. Г., Завадская Л.H., Кожевников С.Н., Ильин И.Л., Кравцов О.Э. и т.д.).

1. Сущность и основные принципы правовой политики

1.1 Основы понятия правовой политики

Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные, облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга [13, с. 124].

Правовая политика - это политика, основанная на праве.

Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений.

Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

Главная задача юридической политики - правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране.

Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. "Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования". Иными словами, не волевых, не командно-бюрократических и тем более не силовых, а правовых. Правовая политика - наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.

В правовом государстве вообще призван править закон, а не олигархические группы и кланы. Или, как пишет И.Ю. Козлихин, должно быть "правление права". "Юстиция вместо Левиафана" - так считает известный немецкий правовед О. Хеффе. Стране нужна сильная, дееспособная власть. Но не менее, а может быть, более ей нужны сильные, эффективные законы, которые бы все соблюдали и которые бы связывали, "держали в границах порядка" саму власть, если вести речь о правовой государственности, гражданском обществе. В данном контексте весьма актуально звучит мысль о том, что "вся власть должна принадлежать закону". Иными словами, речь идет о "диктатуре закона" [14, с. 36].

История показывает, что право в его "писаном" и "неписаном" виде использовалось в разное время по-разному и в разных целях - в зависимости от ситуации. Когда надо было, призывали к "строжайшему соблюдению норм права и законности", когда не надо - объявляли все это "юридической формалистикой и казуистикой" или устаревшим, отставшим, не соответствующим новым условиям. Иными словами, понятием права можно манипулировать [13, с. 150].

Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законодательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, надзорную, правоохранительную и др.

1.2 Принципы формирования правовой политики

Можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам.

Все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Социальная обусловленность:

а) Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые в свою очередь детерминированы (обусловлены) содержанием экономической, социальной, политической, идеологической и др. сфер. Следовательно, юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия.

б) Социальная обусловленность норм права вызвана также природным неравенством людей, которое является изначальным и естественным, и не может быть нивелировано никакими иными средствами кроме социальных, в системе которых особая роль отводится праву. Посредством права можно усилить неравенство, а можно их сгладить. История показывает, что существовало множество попыток и поисков найти рациональные механизмы сглаживания природного неравенства. Одновременно история показывает, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраниться отношения существования природных неравенств и какие надо прилагать усилия по стиранию этого неравенства [22].

В формировании правовой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу. Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они не...

Другие файлы:

Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе
Духовно-нравственные ценности: понятие и содержание, этапы и принципы формирования, место в их структуре единства морального сознания и моральной прак...

Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике
Доклад раскрывает следующие вопросы:Общие условия социально-экономического развития России.Макроэкономические тенденцииСостояние человеческого потенци...

Государственный бюджет и принципы его формирования
Понятие государственного бюджета. Принципы его формирования в смешанной экономике. Уровни формирования бюджетной системы России, принципы функциониров...

Региональная экономичсекая политика и ее составляющие
Общее понятие, цели и задачи региональной экономической политики, принципы ее формирования. Закономерности и факторы современного социально-экономичес...

Приоритеты внешней политики России на современном этапе
Современный мир и внешняя политика Российской Федерации. Приоритеты РФ в решении глобальных проблем. Верховенство права в международных отношениях. Ук...