Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Права и статус государственных служащих

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Анализ нормативно-правового регулирования понятия и административно-правового статуса государственных служащих. Выявление проблем законодательства об обязанностях, ограничениях, правах и гарантиях, юридической ответственности государственных служащих.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие государственных служащих

§ 1. Общие характеристики государственных служащих

§ 2. Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо"

Глава 2. Административно-правовой статус государственных служащих

§ 1. Обязанности государственных служащих как основной элемент государственной должности

§ 2. Система ограничений и запретов в административно-правовом статусе государственных служащих

§ 3. Комплекс прав и гарантий государственных служащих

§ 4. Юридическая ответственность государственных служащих

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы.

Другая причина, которая делает изучение правового статуса государственных служащих остроактуальным и практически значимым, это коррупция. Как отмечает Д.Н. Бахрах, "засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом для России" См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. - 1996.- № 12. - С. 10.. В системе государственной службы коррупция возникает в тех сферах деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. Вот почему в настоящее время необходимо исследовать и совершенствовать административно-правовой статус государственных служащих.

К исследованию данной проблемы обращались С.Г.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, А.И.Василенко, Н.Г.Деменкова, М.СИгнатова, Д.А.Кривоносов, А.В.Кудашкин, Е.В.Масленникова, А.Ф.Ноздрачев, И.Е.Охотский, М.В.Пресняков, Ю.А.Прибытко, Б.В.Россинский, В.Е.Севрюгин, Ю.Н.Старилов, Л.Н.Татаринова, А.Т.Усольцев, С.Е.Чанов, А.Ю.Якимов и др.

Основная цель представленной работы - анализ нормативно-правового регулирования понятия и административно-правового статуса государственных служащих, выявление его проблем. Для достижения цели, в работе были поставлены и решались следующие задачи: выявить общие характеристики государственных служащих, определить соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо"; в административно-правовом статусе государственных служащих выявить проблемы законодательства об обязанностях, ограничениях и запретах, правах и гарантиях, юридической ответственности государственных служащих.

Глава 1. Понятие государственных служащих

§ 1. Общие характеристики государственных служащих

Государственные служащие в любой стране представляют достаточно многочисленную социальную группу. В России только гражданских государственных и муниципальных служащих насчитывается более полутора миллионов человек.

Статус государственного служащего определяется нормами конституционного и административного права, т.е. нормами публичного, а не частного трудового права. Правовое регулирование служебных отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией РФ; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.; Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.; другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.

Единство государственной службы вместе с тем не исключает возможности ее разделения на виды, образующие ее систему. Система государственной службы РФ в настоящее время включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления в узком смысле. В соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" государственная гражданская служба РФ - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Военная и правоохранительная службы призваны обеспечить специфические функции охраны общественного порядка и защиты Российского государства от внутренних и внешних угроз.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.). Ее существенные отличия от других видов государственной службы: возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы; исполнение военной службы не только в добровольном порядке; а также ряд иных особенностей. См.: Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах.-2003. - № 8.-С. 36.

Правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, основной целью которой является охрана общественного порядка, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются специальные звания, на должностях в правоохранительных органах. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ "О системе государственной службы РФ" определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. В настоящее время такой закон пока не принят.

Как видно из приведенного выше определения, выделение правоохранительной службы среди других видов государственно-служебной деятельности предлагается производить по двум критериям: функциональному (охрана общественного порядка) и организационному (прохождение на должностях в правоохранительных органах). Однако оба критерия не позволяют выделить должности правоохранительной службы с высокой степенью точности, прежде всего потому, что не существует дефиниции самих "правоохранительных органов" См.: Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Новая правовая культура, 2003. - С. 161. и в законодательстве четко не определено, какие государственные органы относятся к правоохранительным. Критикуется и сам термин "правоохранительная служба", так как "правоохранительной службой, в широком смысле слова, можно считать любую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, так как вся их деятельность направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина". Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. - 2004. - № 9.- С.39.

Между тем определение четких критериев разграничения должностей государственной службы по видам является достаточно важным хотя бы потому, что каждый из указанных видов обладает собственной спецификой. Речь идет о следующем: хотя выделенные выше особенности государственной службы характерны для всех ее видов и, соответственно, предопределяют общий для всех их публично-правовой режим регулирования, такие виды службы, как военная и правоохранительная, характеризуются большим отходом от частноправо...

Другие файлы:

Государственный служащий в системе государственной службы
Понятие, классификация и полномочия государственных служащих. Специфика и основные принципы государственной службы. Административно-правовой статус, п...

Социальная защита государственных служащих (на примере г. Санкт-Петербурга)
Формирование системы социальной защиты государственных служащих Российской Федерации на современном этапе. Законодательная база, социально-правовой ст...

Правоограничения государственных гражданских служащих
Основные права, должностные обязанности и правоограничения государственных гражданских служащих. Ограничение и запреты прав государственных служащих,...

Система социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации и Санкт-Петербурга
Виды и принципы деятельности государственной службы. Особенности региональной политики в области социальной защиты государственных служащих. Гарантии...

Основы государственной службы и правовой статус государственных служащих.
Конституционно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы в Российской Федерации, принципы государственной службы и класси...