Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Понятие финансового контроля, государственного и муниципального кредита

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований, его методы и принципы, оценка роли и значения. Понятие и описание государственного и муниципального кредита, условия предоставления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль - неотъемлемой частью финансов. В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.

Государственный и муниципальный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государственные органы, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщиков и гарантов.

1. Понятие и виды финансового контроля, методы финансового контроля

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля предложил Э.А. Вознесенский?. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

- проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

- проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

- выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения

рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств;

- устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Из этого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. Существует несколько классификаций видов финансового контроля по различным признакам. Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

А) Государственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Б) Внутрихозяйственный финансовый контроль. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

В) Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Иногда такого рода классификацию представляют в виде деления на государственный контроль, аудит и общественный контроль. Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

По формам проведения финансовый контроль делится:

1) предварительный - осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

2) текущий - проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

3) последующий - осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный контроль - проводимый такими органами, как Федеральное Собрание РФ, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство Министерства финансов РФ, правоохранительные органы;

2) налоговый контроль - осуществляемый налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными и иными правоохранительными органами;

3) банковский контроль - проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

Другие файлы:

Роль государственного и муниципального финансового контроля в эффективном и результативном управлении финансами
Финансовый контроль как элемент управления финансами. Понятие и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы государственного и...

Правовая основа государственного (муниципального) финансового контроля
Формы, методы государственного и муниципального финансового контроля. Правовое регулирование отношений между субъектами, объектами контроля. Осуществл...

Государственный и муниципальный кредит
Сущность, функции и цели государственного и муниципального кредита. Долговые обязательства и активы. Особенности и формы государственного и муниципаль...

Бюджетное право
Раскрываются понятие, предмет, метод и источники бюджетного права, а также сущность и субъекты бюджетных правоотношений. Рассматриваются бюджетное ус...

Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации
Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, осно...