Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Понятие и признаки должностного преступления

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущность должностного преступления в теории уголовного права. Основные категории лиц, являющихся субъектами должностного преступления. Состав и признаки злоупотребления властью или служебным положением вследствие корыстной или личной заинтересованности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

Введение

Глава 1. Понятие и признаки должностного преступления

1.1 Понятие и признаки должностного лица

1.2 Состав и признаки должностного преступления

Глава 2. Злоупотребление властью или служебным положением

2.1 Состав и признаки злоупотребление властью или служебным положением

2.2 Иная личная заинтересованность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В борьбе с преступностью в самой системе органов власти и управления, с посягательствами со стороны работников этих органов - должностных лиц важная роль принадлежит и уголовно-правовым средствам. Особенно эффективны эти средства должны быть в пресечении таких опасных преступлений, как взяточничество, корыстные должностные злоупотребления и т.п. В УК предусмотрена самостоятельная глава "Должностные преступления".

При этом следует иметь в виду, что в данной главе находятся лишь нормы, предусматривающие так называемые общие должностные преступления, т.е. такие, которые посягают на любую сферу деятельности государственного аппарата и могут быть совершены любым должностным лицом. В отличие от них специальные должностные преступления имеют своим объектом конкретно обозначаемую в нормах уголовного закона сферу и область деятельности госаппарата (например, нормальное функционирование органов правосудия) и совершаются лишь определенной частью должностных лиц, непосредственно указанных в законе (например, судьями, следователями, работниками, обеспечивающими охрану труда и технику безопасности, и т.п.). Учитывая, что такие преступления прежде всего посягают на иную группу общественных отношений (осуществление правосудия, трудовые права граждан, интересы хозяйства), а не только на функционирование государственного аппарата, нормы, их предусматривающие, помещены в иных главах Особенной части и в настоящей главе учебника они не рассматриваются. В УК не содержится законодательного определения понятия должностного преступления.

Глава 1. Понятие и признаки должностного преступления

1.1 Понятие и признаки должностного лица

В соответствии с примечанием должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.).

1.2 Состав и признаки должностного преступления

должностной преступление злоупотребление власть

Теория уголовного права определяет должностное преступление как общественно опасное действие (бездействие) должностного лица, совершаемое благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, которое причиняет существенный вред нормальному функционированию государственного (общественного) аппарата или содержит угрозу причинения такого вреда. Следовательно, должностное преступление отличается от всех других преступных посягательств тремя специфическими признаками. Оно совершается: а) специальным субъектом - должностным лицом; б) путем использования служебного положения либо посредством нарушения конкретных должностных обязанностей; в) причиняет или может причинить существенный вред правильному функционированию государственного или общественного аппарата 2.

Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих формирование и нормальное функционирование государственного (а также общественного) аппарата нового типа, создаваемого в ходе коренной перестройки общества, служащего интересам государства и общества и действующего на основе строгого соблюдения законности. Под государственным аппаратом понимается при этом весь механизм государства, охватывающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (мэрии, префектуры, исполкомы и т.п.), включая также и аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями.

Непосредственный объект должностного преступления составляют отдельные сферы деятельности аппарата, правильная работа его звеньев либо отдельных предприятий, учреждений и организаций.

Для некоторых должностных преступлений (злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий и халатности) характерен дополнительный непосредственный объект - охраняемые законом блага личности (жизнь, здоровье, достоинство, конституционные права) либо собственность. Следует иметь в виду, что этот объект для названных трех преступлений альтернативно обязателен.

Объективная сторона должностного преступления заключается в общественно опасных действиях (бездействии) виновного, которые совершаются вопреки интересам службы и единственно в силу занимаемого должностного положения.

Преобладающая часть должностных преступлений может быть совершена только путем действия, некоторые из них (злоупотребление властью или служебным положением, халатность) могут выражаться и в бездействии.

Под служебным положением следует понимать, по общему правилу, тот объем обязанностей, прав и полномочий, которым лицо наделяется в силу занимаемой должности, выполнения функций представителя власти либо специальных полномочий и которые могут быть им использованы или нарушены преступным образом.

В то же время в современных условиях с учетом неизбежного роста самостоятельности в деятельности предприятий, учреждений и организаций необоснованно оценивать как совершенные вопреки интересам службы действия должностных лиц, хотя бы и являвшиеся нарушением своих служебных полномочий, но совершенные в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать иными средствами. Такие действия следует оценивать по правилам о крайней необходимости.

Любое должностное преступление всегда нарушает определенные правовые установления. При этом действие (бездействие) применительно к некоторым должностным преступлениям может иметь место формально в пределах служебной компетенции лица.

Для преступления с материальным составом обязательными признаками являются преступные последствия (существенный вре...

Другие файлы:

Понятие преступления и его состав
Haпиcан Gena Denisov, cдавалcя в MИЭМ'eПонятие преступления и его состав.1.Понятие и признаки преступления по Российскому уголовномуправу.2.Классифика...

Понятие преступления и его состав
Haпиcан Gena Denisov, cдавалcя в MИЭМ'eПонятие преступления и его состав.1.Понятие и признаки преступления по Российскому уголовномуправу.2.Классифика...

Государственное право
Haпиcан Gena Denisov, cдавалcя в MИЭМ'eПонятие преступления и его состав.1.Понятие и признаки преступления по Российскому уголовномуправу.2.Классифика...

Предмет и объект преступления
Понятие объекта преступления, обязательные и факультативные признаки, характеризующие объект преступления. Понятие и признаки предмета преступления. У...

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Понятие должностного лица как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями. Понятие должностного преступления. Объект злоупотре...