Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Полномочия и процессуальное положение прокурора в уголовном процессе

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Определение полномочий прокурора на этапе возбуждения уголовного дела, на стадии предварительного расследования и в процессе судебного разбирательства. Анализ правового положения прокурора в уголовном процессе в Республике Беларусь и за рубежом.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе

Глава 2. Процессуальное положение прокурора в различных стадиях уголовного процесса

Глава 3. Сравнительный анализ процессуального положения прокурора в Республике Беларусь с прокурором другого государства

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан. Немаловажная роль в этом деле принадлежит прокурору, являющемуся должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Функция обеспечения законности и обоснованности уголовного преследования и поддержания обвинения в суде от имени государства универсальна [10, с. 17]. Определение роли прокурора в выполнении задач предварительного следствия и укрепления законности при производстве предварительного можно справедливо считать одним из наиболее важных вопросов, касающихся регламентаций стадий уголовного процесса. Прокурорский надзор является одной из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. Именно поэтому четкое обозначение правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве имеет важное значение.

Это обусловливает актуальность темы настоящей курсовой работы, ее основные цели и задачи. Так, объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора. Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Цель исследования состоит в определении правового статуса прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства согласно законодательству Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) провести исторический анализ становления института прокуратуры и закрепления правового статуса прокурора как участника уголовного судопроизводства;

2) определить полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела; прокурор уголовный разбирательство судебный

3) обозначить правовой статус прокурора при проведении предварительного расследования;

4) рассмотреть участие прокурора в судебном разбирательстве, а также последующих стадиях уголовного судопроизводства;

5) проанализировать правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве за рубежом.

Методологической основой исследования послужили общенаучные и частно-научные методы: диалектический, который позволяет понять взаимосвязь тех или иных явлений, определить направления развития существующих отношений в определенной сфере; историко-правовой -позволяет изучить правовое регулирование отношений в их развитии; сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить общие тенденции и закономерности развития уголовно-процессуального законодательства различных стран; формально-логический, заключающийся в детальном анализе правовых мер регулирования правового статуса прокурора в уголовном процессе, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала.

При написании работы автор использовал законодательство Республики Беларусь, Российской Федерации, а также опирался на научные труды как отечественных, так и российских авторов. Научная и практическая значимость обусловлена целью и задачами исследования. Освещение указанных вопросов имеет важное значение для теоретической подготовки как студентов, так и практических работников.

Глава 1. Понятие, история и значение прокурора в уголовном процессе

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. "О прокуратуре Республики Беларусь" прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [18]. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Вместе с тем, для того чтобы критически рассмотреть правовой статус прокурора в уголовном процессе, необходимо совершить исторический экскурс и изучить развитие органов прокуратуры в их историческом развитии.

Российская прокуратура свое летоисчисление ведет от 27 января 1722 г. В этот день Петром I был подписан Указ, учредивший должность генерал-прокурора. Позднее, 27 апреля 1722 г., Указ "О должности генерал-прокурора" был изложен в новой редакции, остававшийся основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в. [20, с. 340]. За образец указанной службы Петр I взял государственные органы Германии [2, с. 153]. Возглавляемая генерал-прокурором система прокуратуры состояла из подчиненных ему прокуроров коллегий сената, провинций и при надворных судах. Прокуратура вела постоянное наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей органами, предлагала нарушителям закона устранять нарушения и опротестовывала незаконные решения. На нее были возложены также надзор по арестантским делам и наблюдения за интересами казны.

Позднее, в годы царствования Екатерины I, должность генерал-прокурора была упразднена, что имело своим последствием почти полное умаление роли прокуратуры, однако указом от 2 октября 1730 г. органы прокуратуры были восстановлены. В годы царствования Елизаветы Петровны позиции прокуратуры еще более укрепились. К концу царствования Екатерины II она стала органом государственного управления с довольно широкой компетенцией, поскольку происходит резкое возвышение генерал-прокурора над другими должностными лицами и учреждениями. Генерал-прокурор получает возможность существенно влиять на законодательную практику и весь ход управления. При Павле I происходит сокращение численности органов прокуратуры. Умаление роли прокуратуры происходило и при Александре I.

Судебная реформа 1864 г. создала новый тип российской прокуратуры. Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 г. состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой в судебных округах [3, с. 145].

Таким образом, судебная реформа 1864 г. фактически закрепила длившееся с начала столетия постепенное свертывание деятельности прокуратуры и как органа управления, и как органа надзора.

В 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами, но функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. В 1896 г. губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность поддержания в судах обвинения по уголовным делам. Таким образом, прокуратура ограничивалась в своей деятельности "делами судебного ведомства". Этот объем полномочий прокуратуры царской России практически оставался неизменным вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Дореволюционный институт прокуратуры был упразднен декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. № 1 "О суде". Дореволюционная прокуратура упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой. Почти пять лет после Октябрьской революции в Советской России отсутствовал какой-либо специальный государственный орган, который взамен упраздненной прокуратуры осуществлял бы данные функции [31, с. 87]..

Только в 1922 г. Всероссийский Центральный исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре, первого в истории российской прокуратуры нормативного акта, специально посвященного регламентированию организации и деятельности органов прокуратуры [20, с.342].

Что же касается Республики Беларусь, то 26 июня 1922 года третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру [23]. В компетенцию прокуратуры входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся путем опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования, проверки законности действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный к...

Другие файлы:

Полномочия прокурора в гражданском и уголовном судопроизводстве
Участие прокурора в рассмотрении дел судами, его цели, профессиональные особенности, полномочия. Функции государственного обвинителя в уголовном проце...

Статус прокурора в уголовном процессе
Понятие прокурор как должность. Прокурор как участник уголовного процесса. Функции прокурора. Полномочия прокурора. Роль прокурора в уголовном процесс...

Процессуальное положение прокурора в Республике Беларусь
Особенности становления и развития органов прокуратуры. Прокурор в уголовном праве Республики Беларусь, а также его процессуальные полномочия в гражда...

Полномочия прокурора при рассмотрении дел судами первой инстанции
Роль прокурора в уголовном процессе как государственного обвинителя, самостоятельного участника процесса. Полномочия прокурора при рассмотрении дел су...

Участие прокурора в гражданском процессе
Толкование процессуального положения прокурора. Роль и место прокурора в гражданском процессе. Формы участия прокурора в гражданском процессе. Иные по...