Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Отношения государственного органа и государственного служащего с позиции трудового права

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Категории российского законодательства: государственный орган и работодатель. Структурные и территориальные подразделения органов государственной власти. Понятие государственной службы и ее виды. Защита прав работодателя в современном трудовом праве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Категории российского законодательства: государственный орган и работодатель

1.1 Понятие государственного органа

1.2 Работодатель как субъект трудовых отношений

Глава 2. Отношения государственного органа и государственного служащего с позиции трудового права

2.1 Понятие государственной службы и ее виды

2.2 Особенности взаимоотношений государственного служащего и государственного органа как работника и работодателя

2.3 Защита прав работодателя

Заключение

Список литературы

Введение

В современной России особое место уделяется регулировании трудовых отношений в различных областях жизнедеятельности общества. Наиболее выгодной работой считается государственная служба, работа в государственных органах.

Это связано с тем, что работа в государственном органе является наиболее надежной и гарантированной.

Изучение вопроса правового статуса государственного органа как работодателя в научной и учебной литературе занимает незначительное место. Больше внимания уделяется статусу государственного служащего как работника.

Исходя из всего вышесказанного, цель работы рассмотреть правовой статус государственного органа как работодателя.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

· Дать определение понятию "государственный орган",

· Охарактеризовать работодателя как субъекта трудовых отношений,

· Определить основные виды защиты прав работодателя,

· Указать основные виды государственной службы,

· Выделить особенности взаимоотношений государственного служащего и государственного органа.

При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение. Объектом исследования являются трудовые отношения с участием государственного органа, предметом исследования является государственный орган в качестве работодателя.

Для достижения цели и задач работа построена следующим образом: введение, две главы, заключение список литературы.

Глава 1. Государственный орган как субъект трудовых отношений

1.1 Понятие государственного органа

Подходы к определению понятия государственного органа в теории права и в законодательстве многообразны. Помимо этого, распространено понятие "орган государственной власти". Исследование природы государственного органа, его существенных признаков, невозможно без выяснения соотношения между перечисленными выше правовыми категориями.

В теории государства и права и теории конституционного права понятия "государственный орган", "орган государства" и "орган государственной власти" часто используются как равнозначные. Это, в частности, отмечается и в новейших учебниках по конституционному праву РФ.

Поэтому возникает необходимость разграничить эти понятия и определить, каким образом они соотносятся друг с другом.

В теории права понятие органа государственной власти может раскрываться через его признаки. В частности, в теории конституционного права М. В. Баглай относит к ним: определенный порядок создания такого органа на основе Конституции, законов и других правовых актов; наделение этого органа властными полномочиями и наличие механизма контроля исполнения издаваемых им предписаний; совокупность этих полномочий принято называть компетенцией; осуществление деятельности исключительно в формах и методах, установленных правовыми актами

Общепризнанным является утверждение, что органы государственной власти (государственные органы) являются составной частью механизма аппарата государства, которое, таким образом, осуществляет свои функции. Однако единого определения государственной власти как таковой, единого подхода к пониманию ее природы до настоящего времени ни политической, ни правовой теорией не выработано. Конституция, определяя государственную власть как власть, осуществляемую органами государственной власти (федеральными и субъектов федерации), также не позволяет выделить ее существенные признаки.

Примечательно, что ни в одном действующем нормативном акте не содержится точного определения государственного органа или органа государственной власти.

Конституцией установлены два вида органов, наделенных в РФ властными полномочиями, и созданных для осуществления этих полномочий и решения задачи по функционированию государства, причем каждым на своем уровне: органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ.[22, c. 164]

Отдельно упоминаются органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, однако, решающих в пределах своей компетенции вопросы местного значения.

Именно в такой последовательности они упоминаются в большинстве статей Конституции, в частности, в ч.2 ст. 15, ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 40 и других. Упоминаемые в Конституции понятия "государственный орган" и "орган государственной власти" имеют одинаковое значение.

Конституционным Судом РФ до настоящего времени не выражена правовая позиция о соотношении понятий "государственный орган" и "орган государственной власти". Между тем, упомянутая в Постановлении от 02.04.02 г. № 7-П статья 12 Конституции о независимости местного самоуправления содержит словосочетание "органы государственной власти".

При определении понятия "государственный орган" стоит обратиться к некоторым законам, непосредственно направленным на реализацию положений Конституции, касающихся функционирования государственного аппарата, и детализирующих взаимодействие его составных частей.

Согласно пп. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ" органы государственной власти приравнены к государственным органам.

Действующий Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) в главе 5, посвященной участию Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, упоминает как "органы государственной власти", выступающие в гражданских отношениях от имени РФ и субъектов РФ (ч. 2 ст. 125), так и "государственные органы", представляющие Президента РФ и Правительство РФ, не проводя между ними какого-либо разграничения.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" не употребляется словосочетание "государственный орган", однако в преамбуле указано, что термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в данном законе в одном значении. Ни содержание, ни признаки "органов государственной власти субъекта РФ" в этом законе не раскрываются.

Представляется, что ясность в вопросе о соотношении понятий "государственные органы" и "органы государственной власти" вносит законодательство о государственной службе. Федеральный закон РФ "Об основах государственной службы РФ" содержит понятие "государственная должность", которой является "должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей" (ч. 1 ст. 3 Закона). Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" устанавливает определение "государственной службы", под которой понимается в том числе профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (ч. 1 ст. 1 Закона)

Таким образом, закон, устанавливающий статус должностного лица, являющегося работником звена государственного аппарата, определяет, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ объединяются под одним названием "государственные органы", что не исключает наличия и иных "государственных органов", образуемых в соответствии с Конституцией. Государственная служба осуществляется как в органах государственной власти, так и в иных государственных органах.

Исходя из того, что в сфере осуществления государственной власти властвующий субъект контролирует исполнение навязываемой подвластному субъекту воли возможностью применения мер принуждения.

Анализ законодательства позволяет сделать следующие выводы. Большую часть государственных органов в РФ составляют органы государственной власти, входящие в перечень органов исполнительной власти, система которых утверждается Указами Президента РФ. Всех их объединяет, в числе прочих признаков, наиболее существенный: в документах, определяющих их правовой статус, они названы федеральными органами исполнительной власти. При этом ранее они могли называться по - разному: "агентство", "министерство", "комитет", "надзор" и т.д..

Для реализации своих функций государственный орган наделяется соответствующими полномочиями, которые также особо выделяются в правоустанавливающем нормативном правовом акте.

Примечатель...

Другие файлы:

Права и обязанности государственного служащего
Права гражданского служащего, корреспондируемые его обязанностям. Реализация права гражданского служащего на внесение предложений о совершенствовании...

Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих
Понятие государственного служащего и классификация госслужащих. Законодательство о государственной службе. Правовой статус государственного служащего....

Правовой статус государственного служащего Российской Федерации
Правовой статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисле...

Факторы формирования имиджа государственного служащего
Определение понятия имидж государственного служащего. Носители имиджа государственной организации. Организационная культура как фактор, формирующий им...

Правовой статус государственного служащего
Основные права и обязанности государственного служащего, их отражение в современном законодательстве и принципы регулирования. Ограничения и запреты,...