Концепция развития малого и среднего предпринимательства МСП на территории Нижегородской облас
КОНЦЕПЦИЯ Развития малого и среднегопредпринимательства (МСП)на территории Нижегородской области на периоддо 2020 года 1. Анализ передового опыта государственной поддержки и развития МСП в зарубежных странах и в Российской Федерации.1.1. Анализ мировых тенденций государственного стимулирования, поддержки и развития МСП.Современная мировая социально-экономическая ситуация характеризуется: - глобализацией производства и рынков; высокими темпами технологического развития и модернизации, увеличением на рынке доли высокотехнологичной продукции; - короткими циклами жизни, высокой степенью диверсификации товаров и услуг, резкими колебаниями спроса на разные виды продукции; - увеличением значения нематериального производства, «креативного капитала» и «экономики знаний» в глобальной экономике; - ограниченностью материальных ресурсов и повышенными требованиями к экологичности и безопасности выпускаемой продукции; - повышенными требованиями к качеству товаров и услуг, введением единых международных стандартов качества. В этих условиях субъекты МСП оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Увеличение числа экономически активных, способных обеспечить себя граждан содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает творческий потенциал общества и готовность к социальному партнерству, снижает бюджетную социальную нагрузку, увеличивая возможности вкладываться в развитие.В развитых странах сектор МСП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты МСП нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.Основные направления государственного стимулирования, поддержки и развития МСП в развитых странах следующие: - постоянный мониторинг состояний и тенденций развития МСП; - регулярное совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся социально-экономической ситуации; - развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, технопарки (свободные экономические зоны и т.п.); - выстраивание эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса. Кластеризация, субконтрактинг, аутсорсинг; - совершенствование и постоянное расширение форм финансовой и иной ресурсной поддержки МСП; - повышение экспортного потенциала МСП и развитие форм международного сотрудничества в области развития МСП; - повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения, вовлечение в бизнес социально-незащищенных групп населения и молодежи; - развитие единой инфраструктуры поддержки и развития МСП, построенной от государственного до муниципального уровня, обладающей достаточными полномочиями, механизмами и средствами для эффективной работы; - развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МСП: государственных служащих, специалистов инфраструктуры поддержки МСП, предпринимателей, менеджеров и специалистов; - интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности МСП. Более подробный анализ мирового опыта содержится в приложении 1 к Концепции.1.2. Опыт ведущих регионов Российской ФедерацииДля передовых регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и позитивной динамикой роста и развития МСП, характерны следующие черты:активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию МСП, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования; положительная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития МСП; активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития МСП, социальное партнерство власти и бизнеса; разнообразная адресная и селективная поддержка МСП в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний; активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства; проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях; высокий уровень информатизации, представленность в Интернет-пространстве. В приложении 2 к Концепции представлен анализ факторов успеха ряда передовых регионов, особенности их государственной политики и инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития МСП. 2. Состояние и проблемы МСП в Нижегородской области