Выполнение гидрографических работ в море Лаптевых
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени адмирала С.О. Макарова»
Факультет: Арктический
Специальность: Гидрография
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«Выполнение гидрографических работ в Море Лаптевых»
ДИПЛОМАНТ__________ Ермолинский Р.В.
РУКОВОДИТЕЛЬ_________ Шматков В.А.
Санкт-Петербург 2010г.
ВВЕДЕНИЕ
Значение Северного морского пути для России всегда было и является очень высоким. Своеобразие функционирования Северного морского пути в 1990-х годах заключалось в том, что трудная адаптация арктической транспортной системы к новым геополитическим и экономическим условиям сочеталось с расширением опыта продленной и круглогодичной навигации и началом международного использования СМП. Арктический транспортный флот в этот период практически перестал обновляться. Число используемых транспортных судов различного назначения сократилось более чем в четыре раза, при этом возраст большинства судов приблизился к критическому. Данный период характеризуется практически полной остановкой работ по дальнейшему изучению и освоению морей Арктики, за исключением эпизодических экспедиций. Происходит технологическое переоснащение всей научно-исследовательской базы оборудованием, которое будет соответствовать новым требованиям. Именно сейчас появляются предпосылки для создания научной базы совершенно нового этапа.
В начале XXI века существенно возросло значение Арктики в целом и Северного морского пути в частности с точки зрения обороны, геополитики, экологии, научных и других проблем. Для судоходства между портами Западной Европы и Дальнего Востока и Аляски путь позволяет сэкономить от 35 до 60 процентов дистанции относительно традиционных путей через Суэцкий и Панамский каналы. Всемирный интерес в использовании пути, который позволяет существенно снизить расстояния и сократить время для Мировой торговли, повышается с каждым годом.
Очевидно, что реализация современной высокоэффективной и конкурентоспособной системы морского транспорта в Арктике не возможна без совершенствования навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) Северного морского пути (СМП).
1. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Подготовить технический проект района, ограниченного координатами:
?S=76°N
?N=77°N
лW= береговая черта
лE=120°E
- собрать и систематизировать материалы гидрографической изученности;
- дать оценку уровня гидрографической изученности;
- разработать Проект на выполнение гидрографических работ, имеющих целью привести материалы изученности современным требованиям безопасности мореплавания;
- определить объем перспективных работ.
1.1 Основные этапы исследования и картографирования морей Арктики
В истории исследования Северного Морского пути можно выделить четыре основных этапа:
1. С 1648 по 1878 года. С плавания Семена Дежнева до экспедиции Нильса Норденшельда.
2. С 1878 по1932 год.
3. С 1933 по 1990 год.
4. С 1990 года по настоящее время - переходный период.
Планомерное исследование Северного морского пути было начато в период работы Второй Камчатской экспедиции В.И. Беринга, которая вошла в историю под названием Великая Северная экспедиция. В течение 10 лет , 1733 по 1743 гг., впервые на карту были нанесены берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до мыса Большой Баранов (восточнее устья Колымы).
Существенно пополнились знания о природе и географических особенностях арктических морей после экспедиции однотипных ледокольных судов «Вайгач» и «Таймыр» в 1913г. Был открыт архипелаг Северная Земля.
К моменту образования в 1933г. Гидрографического управления ГУСМП арктические моря в гидрографическом отношении были изучены очень слабо. В 1933г. На Карское море с Обь-Енисейским районом имелось 44 карты, на моря Лаптевых и Восточно-Сибирское -5, на Чукотское-3, и на северную часть Берингова-4 карты. [1]
К началу 80-х гг. ХХ в. традиционные судоходные трассы были на 90% покрыты детальным промером, обеспечивающим безопасность мореплавания. Большинство районов Баренцева, Карского и Чукотского морей обследованы подобным морским и прибрежным промером. Слабо изученными в гидрографическом отношении остаются участки высокоширотных трасс, пролегающих в морях Восточно-Сибирском и Лаптевых, где характеристики рельефа дна определены по данным отдельных промерных галсов или точечных измерений глубин.
В море Лаптевых подробный промер выполнен в 1983 г. В масштабе 1:500 000 в южной части до параллели приблизительно 76є с.ш., а в северной части - севернее параллели 77є с.ш. Между указанными параллелями на центральную часть моря имеются лишь разряженные глубины, которые дают только общее представление о характере рельефа дна.
Проливы, через которые проходят традиционные трассы СМП в море Лаптевых, в последний раз обследовались промером в следующие годы:
- Вилькицкого - в 1959-68 гг. в масштабе 1:100 000 вдоль осевой части, а в 1968-73 гг. в масштабе 1:25 000 и 1:50 000 - в прибрежной.
- Дмитрия Лаптева - в 1957-69 гг. в масштабе 1:100 000 вдоль осевой части и в масштабе 1:50 000 на отдельных участках пролива.
Особо следует отметить уникальную методику прибрежного промера, разработанную отечественными гидрографами,- это промер со льда. Объем такого промера в Арктике составил около 20% от общего объема промера, выполненного за всю историю Гидрографического предприятия.
1.2 Гидрографический флот
Гидрографическое предприятие владеет флотом из 18 специализированных судов, предназначенных для съемки и картографирования рельефа морского дна и обслуживания средств навигационного оборудования морских путей. Район плавания и производства работ -- неограниченный. Корпус судов -- усиленный для работы в ледовых условиях. В том числе, 14-ю построенными в Финляндии судами типа “Алексей Марышев”, “Дмитрий Овцын” и “Федор Матисен”, предназначенными для съемки и картографирования рельефа, установки и обслуживания средств навигационного оборудования морских путей и оснащенными специальным оборудованием для работ в суровых арктических условиях. Район плавания и производства работ у этих судов - неограниченный, корпус - усиленный для работы в ледовых условиях. Построенные в 1990-1991 годах суда “Алексей Марышев”, “Григорий Михеев” и “Петр Котцов” оснащены автоматизированными информационными системами сбора, регистрации, отображения и редактирования гидрографической информации, позволяющими реализовать единую цифровую технологию съемки рельефа дна, обработки гидрографических материалов и картосоставления, в том числе, непосредственно на борту судна. Для выполнения площадной съемки поверхности морского дна в соответствии с требованиями международных стандартов суда и подразделения предприятия оснащены многолучевыми эхолотами ведущих мировых производителей.[1]
2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Назначение работ
Концепция развития Северного морского пути (СМП) разрабатывается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. (протокол № 18 заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам "О состоянии и мерах по повышению эффективности эксплуатации СМП", пункт 1.3).
Концепция развития Северного морского пути определяет на период до 2015 г.цели, задачи, принципы и основные направления стабилизации, устойчивого развития и коммерческого использования СМП в условиях рыночной экономики с учетом транспортного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, выполнения потенциальных крупномасштабных экспортных, транзитных и каботажных перевозок, охраны окружающей среды и укрепления национальной безопасности России в Арктике.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации (1993г.), Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (1996г.), Концепция государственной поддержки экономического развития районов Севера (2000 г.), Федеральная целевая программа "Мировой океан" (подпрограммы "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" и "Освоение и использование Арктики", 1998 г.), Концепция судоходной политики Российской Федерации (2000 г.), Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г." (2001 г.) и другие действующие нормативные правовые документы.
СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. СМП объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для некоторых районов Арктической зоны - Чукотки, островов арктических морей и ряда населенных пунктов побережья Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - морской транспорт является единственн...
Проектирование гидрографических работ в море Лаптевых
Описание физико-географических и экономических условий района работ. Средства определения планового положения. Навигационно-гидрографическое программн...
Гидрографические работы в районе моря Лаптевых
Научно-технический проект гидрографических работ в районе моря Лаптевых. Физико-географические и экономические условия района работ. Гидрографический...
Проектирование гидрографических работ в море Лаптевых
Северный морской путь - важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера России, связующее звено между Дальним Востоком и запад...
Записки штурмана
ОГЛАВЛЕНИЕ1. Первые шаги2. Путь в Арктику3. На острове Вайгач4. В море Лаптевых5. На мыс Шалаурова6. Над Карским морем7. Через всю Арктику8. Снова в м...
Лоцiя Азовскаго моря и Керчь-Еникальскаго пролива
В раздаче предлагается первое издание лоции Азовского моря, которая была издана в 1854 году. Составил ее подпоручик Корпуса штурманов Андрей Моисеевич...