Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Языкознание, филология

Принципы морфемного членения слова

Тип: реферат
Категория: Языкознание, филология
Скачать
Купить
Принципы морфемного членения словаЛитневская Е. И. Морфемное членение слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса, если они есть.При выделении основы и флексий необходимо помнить о j, который может быть "спрятан" в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениj-е). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -*ни-, а есть суффикс -ниj-: петь / пе-ниj-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есь-j-е.Выделенную в слове основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы, если они есть в слове. В некоторых школьных учебных пособиях для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором овообразовательным.Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 - 1947).Что такое производность основы? Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и должно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик > стол. Мотивация: столик - это 'маленький стол'. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.В критерии мотивированности подчеркивается, что смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица - от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними разрушены. Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова - столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо.При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, локоть < под-локот-ник (в русском языке нет слов *подлокоть и *локотник). Но часто словообразующие морфемы присоединяются последовательно, например:бел-ый / бел-и-ть / по-белить / побел-к-а.Получается словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу "надевается" новая словообразующая морфема. Следовательно, чтобы не ошибиться в определении морфемной структуры слова, при его морфемном разборе надо восстановить эту cловообразовательную цепочку и последовательно "снять" с исследуемой производной основы ловообразующие морфемы. К исследуемому слову подбирают его производящее - слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово (критерий мотивированности). Затем сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними и является тем суффиксом (приставкой), с помощью которого образовано исследуемое слово. Далее к производящему, если оно не является непроизводным словом, необходимо подобрать его производящее. И так следует строить словообразовательную цепочку "наоборот" до тех пор, пока она не дойдет до непроизводного слова. При построении каждого звена цепочки необходимо в доказательство правильности ее построения значение каждого производного объяснять через значение его производящего. Например:под-небесь-j-е > неб-ес-а > небо. Мотивация: поднебесье - то, что под небесами, небеса - то же, что и небо, но слово небеса имеет стилистическую окраску (принадлежит к высокому стилю). Таким образом, процесс определения морфемного состава через словообразовательную цепочку не начинается с выделения корня, а заканчивается им. Со слова как бы "снимаются" аффиксы; то, что осталось, - корень.Единственное исключение из этой закономерности - слова со связанными корнями. Связанным, как уже было сказано, является корень, который не употребляется самостоятельно, то есть только с формообразующими морфемами, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами, причем может присоединять к себе различные хорошо вычленяющиеся приставки и/или суффиксы. Разбор таких слов существляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) - с другим корнем:с-ня-ть - под-ня-тьс-прынуть-ть - под-прыгнутьЗадача построения морфемного квадрата - показать, что в исследуемом слове (здесь это слово снять) каждая из выделяемых морфем (с- и -ня-) может встречаться в другом морфемном окружении.Именно такой алгоритм морфемного разбора основы: построение словообразовательной цепочки для слов со свободным корнем и построение морфемного квадрата для слов со связанным корнем - следует использовать при морфемном разборе слова.Нулевой словообразующий суффиксПредположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: "Это когда бегут". И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть < бег-отн-я, ходи-ть < хожд-ениj-е, син-ий < син-ев-а, строг-ий < строг-ость. Аналогично: бежа-ть < бег, входи-ть < вход, син-ий < синь, тих-ий < тишь. От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот - нулевой.Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова гам, гул не имеют нулевого суффикса;2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать < бег- # -…, бегать < бег-отн-я.С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи - существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.Существительные:1) со значением абстрактного действия, образованные от глаголов: взрывать < взрыв-#-…, выходить < выход-#-…. Альтернативные суффиксы: -ениj- (хожд-ениj-е), -отн- (бег-отн-я) и другие;2) со значением абстрактного признака, образованные от прилагательных: синий < синь-#-…, глухой < глушь-#-…. Альтернативные суффиксы: -ев- (син-ев-а), -ин- (тиш-ин-а), -ость- (строг-ость);3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию (произв...
Другие файлы:

Морфемный разбор (разбор слова по составу)
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается...

Краткий справочник по русскому языку.
СПб.: 2009. - 144 с. Основная цель справочника - помощь школьнику-старшекласснику при подготовке к ЕГЭ. Включенный в справочник...

Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах
Применение дидактических игр на уроках русского языка. Классификация и роль дидактических игр в психическом развитии ребенка. Игровые ситуации как сре...

Структура слова
Все производные слова современного русского языка, являющиеся объектом словообразовательного анализа, независимо от их морфемного состава, морфемной с...

Сложные слова. Часть 2
Игры предназначены для детей 5—7 лет с речевыми нарушениями, используются как в индивидуальной работе с одним ребенком, так и на занятиях с группой.Иг...