Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Юриспруденция

Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти

Тип: реферат
Категория: Юриспруденция
Скачать
Купить
1. ВВЕДЕНИЕ.Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью не может предотвратить правовые конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение прав всеми его субъектами. Эту задачу выполняют, прежде всего, суды, - независимое звено государственной власти. Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые суды, административные суды) – конституционные суды, которые возникли в западных странах на ранних стадиях строительства правового государства. Несмотря на то, что такие суды возникли достаточно давно, эта тема не потеряла своей актуальности, так как многие принимаемые в наши дни законы не соответствуют конституциям в различных государствах. Это объясняется тем, что эти законы разрабатываются специалистами и парламентариями с неодинаковой степенью квалификации. На основании этого можно сделать вывод, что для обеспечения своего нормального существования, для гарантии прав и свобод граждан правовое государство непременно наделяет судебную власть функцией конституционного контроля. Тема актуальна и тем, что в России, как в любом другом правовом государстве, должен существовать институт конституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органов государственной власти конституционной юстиции. Как пишет Баглай,1 контроль – право какого-либо органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдениям, позволяющим указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Также он считает, что в России эти термины употребляются как синонимы.Теперь необходимо обратиться к анализу источников и литературы, используемой в данной работе. Конституция РФ в статье 125 учреждает Конституционный Суд РФ в системе судебной власти, четко определяя его состав, компетенцию, порядок образования, юридическую силу решений. Его полномочия регламентируются в ряде других статей Конституции РФ:
  • статья 100 – о посланиях Суда Федеральному Собранию;
  • статья 104 – о праве законодательной инициативы;
  • часть 2 статьи 82 – о присутствии судей Конституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ.
  • В тексте Конституции РФ отсутствуют термины ''высший'', ''верховный'', так как Конституционный Суд учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции. Конституция закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в суд с запросами. В связи с принятием Конституции РФ 1993 года, в июле 1994 года был принят Федеральный конституционный закон '' О Конституционном Суде РФ'', который закрепил не только полномочия суда, но и принципы судопроизводства, статус судей. В нем установлен перечень оснований, причин для прекращения полномочий судьи. В законе указан перечень поводов и оснований к рассмотрению дел в суде, что является обязательным условием для самой возможности рассмотрения дела.Законом установлены основания для отказа в принятии обращений к рассмотрению, правовые гарантии обязательности исполнения требований Конституционного Суда всеми органами, организациями и лицами, которым они адресованы, а также порядок возмещения расходов, связанных с исполнением этих требований. Закон детально регламентирует порядок проведения заседаний Суда, порядок исследования вопросов в заседании, порядок исследования документов, основания для возможного отложения заседания, основания и порядок возобновления рассмотрения вопроса и прекращения производства по делу. Наконец, закон закрепляет нормы, устанавливающие особенности производства в Суде по отдельным категориям дел.Учебная литература, используемая в данной работе (Баглай М.В., Стрекозов В.Г., Страшун Б.А., Ведерникова О.Н.), описывает, как шло формирование и становление Конституционного Суда в России. Страшун говорит о конституционной юстиции как об общем понятии, не рассматривая этот институт в отдельных странах.Стрекозов больше внимания уделяет процессу исторического развития Конституционного Суда в РФ, тогда, как Баглай и Ведерникова основной упор делают на компетенцию этого Суда. Большую ценность представляют статьи ученых и юристов, опубликованные в журналах «Государство и право». Статья Лузина дает представление о методах толкования Конституции, которые использует в своей деятельности Верховный суд США. Автор уделяет внимание методам, которые использует Конституционный Суд РФ. В своей работе Лузин не ставит проблемных вопросов, а лишь сравнивает используемые судами методы толкования Конституции. Автор выдвигает свою точку зрения на проблему, какой метод толкования Конституции предпочтительней. Работа Страшуна посвящена проблемам и перспективам судебного конституционного контроля в России. Автор использует доклады судей, юристов, которые были сделаны на конференции в 1996 году, а также говорит о существовании ''конституционного прецедента'' в России. Кроме того, автор сравнивает периоды деятельности Конституционного Суда РФ и определяет тенденции развития.Проблема толкования Конституции РФ посвятила свои работы Хабриева Т.Я. В работе ''Процессуальные вопросы толкования Конституции'' она описывает проблемы, возникающие при осуществлении Судом этих полномочий. В работе ''Толкование Конституции РФ: теория и практика'' автор уделяет внимание такой проблеме как отсутствие инициативы Суда при толковании Конституции РФ. Кудрявцев Ю.В. в своем труде характеризует всю деятельность Суда с момента его образования; указывает на проблему отсутствия специального органа, который бы следил за своевременным исполнением постановлений Конституционного Суда.Статья Овсепян Ж.И. посвящена интересному вопросу – проблеме деполитизации Конституционного Суда и конституционного контроля. Она приводит основания, которые характеризуют органы судебного конституционного контроля в качестве политико-юрисдикционных. Автор определяет процессы политизации и возможности их преодоления, а также говорит о том, в какой мере находится политика в сфере внимания Конституционного Суда РФ.Задачи данной работы выглядят следующим образом:
  • выяснить роль института судебного контроля;
  • исследовать порядок формирования Конституционного Суда РФ;
  • исследовать объем полномочий Конституционного Суда РФ.
  • Данная работа состоит из трех глав: глава I – введение, глава II – Статус Конституционного Суда РФ, III – заключение (выводы). 2. СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.
  • Роль института конституционного контроля.
  • Значение института конституционного контроля трудно переоценить. Конституционные суды занимают особое место в странах континентальной Европы, включая социалистические. Эти суды в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных конституционным гарантиям. Однако в некоторых странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Индия, Япония) функции конституционного контроля возложены на суды общей юрисдикции.Конституции Италии, Франции, Испании содержат разделы о конституционном правосудии. Сами конституции определяют компетенцию органов судебной власти, порядок формирования и порядок обращения к ним, последствия признания закона не соответствующим конституции. Речь идет именно о законах – высших после Конституции нормативных актах в иерархии источников права, а также о некоторых близких по значимости к закону нормативных актах, издаваемых высшими органами государственной власти. Законы о конституционных судах, принимаемые в развитие конституционных положений, являются, как прави...
    Другие файлы:

    Виды органов государства
    Понятие механизма государства. Классификация и характерные черты органов государственной власти. Принцип федерализма в системе органов государственной...

    Органы государственной власти Российской Федерации
    Механизм государства, система и специфические признаки органов государства. Положение Президента в системе органов государственной власти. Компетенция...

    Функции, полномочия, взаимодействие Президента РФ в системе органов государственной власти
    Понятие и основные признаки государственного органа. Система органов государственной власти. Роль Президента Российской Федерации в системе органов го...

    Правовой статус и место Конституционного суда в системе органов государственной власти
    Обзор истории возникновения и развития Конституционного суда РФ, определение его места в системе органов государственной власти. Особенности правового...

    Судебная ветвь государственной власти в РФ
    Основные принципы правосудия в РФ. Демократичность и независимость судебных органов. Принципы судопроизводства. Система судебных органов. Суды общей ю...