Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Сексология

Неофрейдизм

Тип: доклад
Категория: Сексология
Скачать
Купить
Неофрейдизм Неофрейдизм, направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия. Неофрейдисты, не отрицая взглядов Фрейда на одинокость личности и антагонистический характер её отношений с социальным окружением, признавая спонтанность мотивации изнутри, тем не менее определяющим фактором считают ту реальность, которая порождает межперсональные отношения. Такой реальностью считаются социальные процессы, а индивидуальные формы реагирования на них — любовь и ненависть, стремление к власти и к подчинению ей, устремлённость к чувственным наслаждениям и страх перед ними — продуктами социальных процессов. Таким образом, если у Фрейда основным невротизирующим личность фактором считалось репрессирование свободы проявлений сексуальных потребностей, то у представителей неофрейдизма это — более широкое воздействие на личность и её свободу, вследствие чего возникают механизмы "бегства от свободы": садизм, мазохизм, деструктивизм (разрушать мир, чтобы он не разрушал меня) и автоматический конформизм (подчинение социальным нормам с отрицанием всего оригинального и независимого). В результате происходит социологизация психологии при одновременной психологизации явлений (например, объяснение фашизма стремлением и готовностью людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, в том числе и путём подавления стремящейся к свободе сексуальной игровой потенции). Идея зависимости индивидуальных психологических конфликтов и травм от социальных воздействий привела к идее психотерапевтического регулирования этих воздействий (см. Психотерапия). Таким образом, произошло смещение от терапии личности к поискам средств излечения "больного общества". Иначе, индивидуальный невроз расценивается как частный случай коллективного угнетения, вследствие чего личность должна искать выход не через "бегство в болезнь", а через реализацию своих внутренних потенций. При этом наибольшая надежда возлагается на средства, выработанные древневосточными религиями. Несколько отличается от классического неофрейдизма (но также входящее в движение постфрейдизма) новое направление в психоанализе под названием психологии "эго". Неопсихоаналитики этого направления пытаются преодолеть расщепление человеческой индивидуальности, декларируемое Фрейдом, путём восстановления в правах самостоятельности и стабильности личности. Для этого следует включить в "эго" механизмы ориентации в среде (перцепции), построение понятий (мнемических) и управление двигательными актами. Они не зависят от влечений (подсознательного), автономны, что подразумевает способность личности к самозащите от невротизации через их энергетическую активацию либо путём переключения первичной энергии влечений на нужды "эго". В советской научно-философской литературе, ориентированной на догматическое признание только марксистско-ленинской сверхидеологизированной философии, неофрейдизм и другие направления постфрейдизма (как и ортодоксальный фрейдизм) подвергались беспощадной критике, причём отрицались или замалчивались и позитивные разработки в русле указанных учений. В последнее время критика стала более конструктивной, так как, обращаясь к изучению человека, нельзя отрицать в нём целый ряд проявлений, в том числе и относящихся к глубинным процессам психики и тем более воздействиям на них тех или иных факторов социальной действительности, самовоздействию и психотерапевтическому воздействию врача или психолога. Продуктивность критического подхода к фрейдизму, неофрейдизму и постфрейдизму в целом видится в признании многомерности, взаимодополняемости, а потому и неделимости биосоциальной природы человека.
Другие файлы:

Психоанализ и неофрейдизм
Психоаналитическая философия как направление, представители которого исследуют психику человека. Этапы становления психоанализа, его основные принципы...

Гуманический неофрейдизм Э.Фромма

Неофрейдизм Эриха Фромма

Основные идеи неофрейдизма
Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанн...

Психология и психиатрия в США
Книга американского автора представляет собой анализ развития психологии и психиатрии в США в ХХ веке (фрейдизм, неофрейдизм, необихевиоризм, методы г...