Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала
Содержание1. Исходные данные2. Постановка задачи3. Задание:4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения.4.1 Теоретические сведения4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольжения5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединения зубчатого венца со ступицей6. Расчет и выбор переходных посадок для соединения червячного колеса с валом7. Размерный анализ8. Расчет параметрического ряда9. Вывод1. Исходные данныеИсходными данными являются:конструкция механизма, задаваемая сборочным чертежом;номинальные размеры деталей, подлежащих расчёту соединений, определяемые по сборочному чертежу с учётом масштаба изображения; масштаб изображения в свою очередь определяется заданием одного из размеров – диаметра шейки вала в подшипнике скольжения с заданным обозначением;нагрузочные параметры и условия работы;диапазон и число членов параметрического ряда механизма;материал зубчатого венца – бронза, ступицы червячного колеса – чугун.2. Постановка задачиСовершенство конструкции машин и механизмов во многом зависит от обоснованности решений по вопросам характера соединений (посадки) и точности геометрических параметров деталей, которые непосредственно влияют на надежность, мощность, производительность и другие эксплуатационные показатели машин и механизмов в целом. Вместе с тем требования по точности размеров деталей влияют на производительность и экономичность процессов их обработки при изготовлении. Поэтому решения по указанным вопросам должны быть обоснованными и учитывать как требования по качеству изделий, так и технические требования. В теории взаимозаменяемости разработаны расчетные методы обоснования таких решений, применяемые в курсовой работе. Вместе с методическими указаниями студенту выдаются два чертежа-копии – сборочный чертеж механизма и чертеж детали.3. Задание:1. Рассчитать и выбрать посадки для следующих соединений заданного на чертеже механизма:соединение вала червячного колеса с отверстием вкладыша подшипника скольжения или соединения подшипника качения по внутреннему кольцу с валом червяка и наружного кольца с отверстием в корпусе;соединение зубчатого венца червячного колеса со ступицей;соединение червячного колеса с валом.2. Рассчитать допуски заданной ниже размерной цепи, участвующей в обеспечении допуска на смещение средней плоскости червячного колеса: выявить производные размерные цепи.Допуск на смещение средней плоскости червячного зацепления задать в технических требованиях на сборочном чертеже.3. На чертеже вала червячного колеса задать допуски:на размеры (условными обозначениями);на отклонения расположения поверхностей (отклонение от соосности опорных поверхностей вала относительно посадочной поверхности вала под червячное колесо);на отклонения формы поверхностей (отклонение от круглости опорных и посадочных поверхностей вала);на шероховатость.4. Рассчитать и построить на основе предпочтительных чисел параметрический ряд по мощности механизмов данного типа.Ниже приведены методические указания по решению поставленных задач.4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения4.1 Теоретические сведенияИсходное условие расчета интервала функциональных зазоров – необходимость обеспечения режима жидкостного трения. Это условие может быть записано в виде:(1)где - наименьшая толщина слоя смазки в подшипнике;- наименьшая толщина слоя смазки, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения.Принимают:где высота неровностей шероховатости поверхностей вала и вкладыша;коэффициент запаса, обычно .С учетом существующих методов обработки и функциональных требований к шероховатости поверхностей трения подшипников скольжения можно принять для поверхностей вкладышей (отверстий) значение параметра в пределах от 1,5 до 6,3 мкм., для поверхностей вала – от 0,1 до 5,0 мкм.Расчет наименьшего и наибольшего функциональных зазоров - и , при которых исходное условие удовлетворяется, ведется методом последовательных приближений:задаются ориентировочными значениями и ;если соотношение (1) не выполняется, ориентировочные значения зазоров необходимо изменить: - в сторону увеличения, - в сторону уменьшения, и вновь проверяется соотношение (1). Процесс приближения повторяется до тех пор, пока условие жидкостного трения не будет выполнено.для каждого из них вычисляется и проверяется соотношение (1);Другой путь - уменьшение шероховатости в разумных пределах. На первом этапе и принимаются из следующих соображений.В пределе чисто геометрически