Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Промышленность, производство

Качество как фактор конкурентоспособности продукции

Тип: статья
Категория: Промышленность, производство
Скачать
Купить
Качество как фактор конкурентоспособности продукцииГубская Марина Владимировна проф., д,т.н. Евдокимов Ф.И. Донецкий национальный технический университетПроблема выпуска конкурентной продукции на внутреннем рынке и продажа её за рубеж невозможна без обеспечения соответствующего качества и минимальных затрат на производство. На данном этапе этот вопрос является очень актуальным и детальное его исследование поможет нам найти эту самую зависимость конкурентоспособности от качества. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности. Почему покупатель выбирает тот, а не иной продукт? Какими критериями он при этом руководствуется? Как склонить его к выбору определенного товара или услуги? Подобные вопросы играют центральную роль в коммерческой деятельности каждой фирмы. А для всей рыночной экономики в целом они равносильны принципиальному вопросу о том, какие товары будут производить в данной стране. Ответы на них связаны с понятием конкурентоспособности. Улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри предприятия на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества. Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Таким образом повышение эффективности функционирования предприятия во многом зависит от уровня конкурентоспособности товара, фирмы и страны в целом. Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров - конкурентов.[5] Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.[1] Конкурентоспособные компании должны производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды их целевых потребителей. В противном случае компании не могут получать доходы, а значит, быть конкурентоспособными. Для того чтобы удовлетворять нужды потребителей лучше, чем конкуренты, компании должны сокращать производственный цикл и издержки, улучшать качество продуктов и услуг. Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия. В экономической литературе еще не выработаны единое понятие "конкурентоспособность" и методы оценки уровня конкурентоспособности производителя. Существует несколько подходов к решению этой проблемы: Метод сравнительных преимуществ. Метод равновесия фирм и отрасли. Структурно-функциональный метод. Метод "профилей" и качества. Матричный метод [6]. Конкурентоспособность - это свойство продукции, выражающее возможность успешной её продажи на данном рынке в определённый период времени. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на её удовлетворение. Методика определения конкурентоспособности товара включает следующие этапы: а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца для сравнения и определения уровня конкурентоспособности изучаемого товара. б) определение набора сравниваемых параметров обоих товаров. в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности изучаемого товара.[2] Сегодня, когда со всего мира в Украину поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей нужна информация и контроль. Кроме качественно-ценовых факторов конкурентоспособности существуют и другие факторы, которые могут существенно повлиять на ее общий уровень (товародвижение, сервисное сопровождение товара). Таким образом, очевидно, что точное определение общего уровня конкурентоспособности невозможно без определения соответствующего уровня по "сервисным" факторам. Анализ влияния этих факторов на степень мотивированности потребителя относительно покупки сложных технических товаров производственного назначения позволяет выделить важнейшие из них: условия доставки, сервисное обслуживание, условия оплаты, реклама и имидж фирмы. Показателями, по которым следует оценивать данные факторы, являются: для условий доставки - срок доставки товара потребителю и точность его соблюдения; для сервисного обслуживания - гарантийный период, период обеспечения запчастями при послегарантийном обслуживании, полнота технического обслуживания (гарантийного и послегарантийного); для условий оплаты - наличие и размер скидок, срок кредита. Уровень рекламы оценивается по степени информационной обеспеченности потребителей.С другой стороны, очень важным для успешной реализации данных товаров считается наличие отсрочек и скидок в оплате.Рассмотрим более подробно, каким образом фирма-производитель способствует получению институциональным потребителем прибыли, а следовательно, и добивается высокой конкурентоспособности своей продукции. Как известно, прибыль представляет собой разность валового дохода и валовых издержек. Или, другими словами, сумму всех денежных поступлений, полученных в результате деятельности компании, за вычетом тех расходов, которые эта деятельность потребовала. Поэтому прибыль может быть увеличена за счет двух факторов: либо путем снижения издержек, либо с помощью повышения дохода.Издержки потребителя могут быть снижены в результате: (1) Понижения цены потребляемого товара. (2) Уменьшения стоимости его доставки, установки, наладки и т.п. Эти два варианта настолько очевидны, что не требуют комментариев. Чем дешевле достались потребителю сырье, комплектующие изделия или используемое оборудование, а также, чем меньше были сопутствовавшие покупке расходы, - тем ниже его издержки. Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг. Оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно является индикатором высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.Проблема качества, непростая во все времена, и особенно остро она стоит сейчас. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации. Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в Украин...
Другие файлы:

Цена и качество продукции
Цена продукции. Ценообразование на разных типах рынка. Качество как фактор конкурентоспособности. Сертификация как фактор высокого качества. Качество...

Качество продукции, как фактор повышения ее конкурентоспособности на примере ОАО "Кобринский масло-сыродельный завод"
Влияние качества продукции на ее конкурентоспособность, система мер по контролю и повышению качества продукции и экономической эффективности предприят...

Факторы конкурентоспособности продукции
Понятие и сущность конкурентоспособности продукции. Принципы, дающие конкурентные преимущества производителю. Инвестиции в качество. Ценообразование,...

Качество продукции как фактор повышения ее конкурентоспособности на примере ОАО Кобринский масло 2

Продукция предприятия, её качество и конкурентоспособность
Определение понятия и изучение системы показателей, характеризующих качество продукции. Исследование факторов, влияющих на качество продукции и основн...