Конфликтогенные факторы, препятствующие управлению системой региональной безопасности в Забайкальском крае
Конфликтогенные факторы, препятствующие управлению системой региональной безопасности в Забайкальском крае Бейдина Татьяна ЕвгеньевнаРассматриваются структура, конфликтогенные факторы, основные направления системы обеспечения региональной безопасности в Забайкальском крае: программно-целевое управление, реагирование на острые проблемы безопасности личности, общества, государства; органы обеспечения региональной безопасности. На территории Забайкалья угрозы и конфликтогенные факторы представлены широким спектром: приграничность, экономическая, инвестиционная, демографическая слабость, безработица, социально-политический экстремизм и коррупционная активность. Особое внимание уделено системе обеспечения региональной безопасности как управленческой системе, где доминирующую роль играет губернатор Забайкальского края, наделенный правом принятия оперативных решений в сфере экономики, безопасности, повышения качества жизни. Излагаются актуальность и интегративный характер региональной безопасности, которая является результатом объединенных усилий государственных органов власти, органов власти Забайкальского края, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и движений, населения Забайкальского краяПроблему интенсивности происходящих изменений в системе обеспечения региональной безопасности актуализируют следующие обстоятельства.Во-первых, система обеспечения региональной безопасности должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система обеспечения региональной безопасности должна быть восприимчива к воздействию как внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски, вызовы) и создавать условия для воздействия благоприятных факторов. Свойство адаптивности системы обеспечения региональной безопасности характеризуется и ее способностью к саморазвитию.Во-вторых, система обеспечения региональной безопасности является управленческой системой. Интенсивность изменений в такой системе зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и какие системные элементы она объединяет.В-третьих, региональная безопасность в условиях федеративного государства реализуется как на федеральном, так и региональном уровнях. Она направлена на изменение сложившихся объективных и субъективных тенденций в различных видах взаимоотношений между регионом и центром, между регионами, внутри регионов.Подобные актуальные характеристики позволяют поставить следующие задачи:выделить структуру региональной безопасности;обосновать факторы региональной безопасности как позитивные, так и конфликтогенные;охарактеризовать основные направления системы обеспечения региональной безопасности в Забайкальском крае: программно-целевое управление, реагирование на острые проблемы безопасности человека в субъекте РФ;выделить основной конфликтогенный фактор — систему занятости, препятствующую управлению региональной безопасностью в Забайкальском крае;осуществить оценку системы управления региональной безопасностью в Забайкалье;показать значимость противодействия экстремизму и коррупции как конфликтогенных факторов региональной безопасности.Институт региональной безопасности включает нормы, которые устанавливают [7, С. 39]:а) объекты региональной безопасности;б) предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности;в) средства и методы обеспечения региональной безопасности;г) субъекты обеспечения региональной безопасности, их статус и функции;д) принципы обеспечения региональной безопасности;е) средства обеспечения региональной безопасности.Анализ указанных ключевых факторов обеспечения региональной безопасности должен учитываться при разработке политики и стратегии национальной безопасности и планировании ее обеспечения.Структура региональной безопасности может быть представлена в следующем виде [7, С. 18]:а) объекты региональной безопасности — интересы личности, общества и государства, существование и жизнедеятельность которых могут подвергаться внешним, внутренним и трансграничным угрозам;б) субъекты обеспечения региональной безопасности — это конкретные должностные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе региональной безопасности;в) предмет обеспечения региональной безопасности — это ее цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых опасностей, угрожающих существованию личности, общества и государства, а также созданию условий для развития региона, отвечающих измерениям современной цивилизации;г) методы и средства обеспечения региональной безопасности, которые могут использоваться субъектами обеспечения региональной безопасности в процессе функционирования системы региональной безопасности.Региональная безопасность носит интегративный характер и представляет собой систему совокупных результатов объединенных усилий всех государственных и неправительственных органов власти и управления, всех сил и средств, находящихся в распоряжении государства и его местных органов власти.К факторам, определяющим региональную безопасность, относят:ограниченность определенной территории со своими географическими и геополитическими условиями жизнедеятельности;характер социально-экономической сферы жизни общества;специфичность сложившихся именно в данной среде обитания социально-территориальных общностей людей, имеющих собственные интересы;специфический характер противоречий между регионом и центром, между регионами, образующими социально-территориальную структуру общества и мирового сообщества.В последние годы наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных регионов, которые составляют половину всех субъектов Российской Федерации и имеют исключительно важное место в системе национальной безопасности. Приграничность является конфликтогенным фактором и для Забайкальского края.Забайкальский край (до 1 марта 2008 г. — Читинская область) занимает особое геополитическое положение. Общая протяженность государственной границы по его территории составляет 1926,8 км: российско-монгольский участок — 831,5 км, российско-китайский — 1095,3 км. В силу этого край выступает одним из ключевых акторов в российско-китайском сотрудничестве.Одна из наиболее дискутируемых в последние годы приграничных проблем — китайская миграция (особенно нелегальная), создающая серьезную угрозу не только безопасности приграничных регионов, но и национальной безопасности Российской Федерации в целом. Это признают даже китайские специалисты. Так, эксперт отдела Европы Шанхайского института международных исследований Хуашэн Чжао отмечает, что в условиях увеличения численности китайского населения российский Дальний Восток с огромной территорией и малочисленным населением может стать естественным направлением миграции граждан КНР. По достижении определенного числа легально или нелегально переселившихся китайцев возникнет вероятность превышения их численности по сравнению с численностью местного населения. В этих условиях Россия может утратить контроль над Дальневосточным регионом или этот регион, возможно, будет поглощен Китаем [11, С. 10].Проанализировав факторы, влияющие на развитие Забайкальского края, можно сделать выводы.Геополитическое положение края, с одной стороны, является выгодным — если рассматривать азиатские рынки сбыта, но в то же время высока вероятность активности террористических организаций, наркотрафика и фальсифицированных продуктов.Необходимо улучшать демографическую ситуацию в крае, где уровень рождаемости низкий, а уровень миграции — высокий. Подтверждением служат следующие исследования: «Одним из факторов, ежегодно определяющих числ...