Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Социально-образовательные аспекты эффективной промышленной политики в РФ

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Социально-образовательные аспекты эффективной промышленной политики в РФ Бузский Марат Павлович,д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и права Волгоградского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, г. ВолгоградНа основе принципа структурного соответствия между системой и окружающей средой рассматриваются возможности и условия оптимизации пространства управления, в котором моделируются основные общественные процессы и отношения. Показано, что промышленная политика в РФ должна быть ориентирована не только на рынок, но и на социально-человеческие, информационнокоммуникативные ресурсы, которые обеспечивают соответствие между промышленной политикой и развитием общества как целого, соединяя рациональную нормативность управления и логику общественной жизни.В современной ситуации, насыщенной кризисными и деструктивными явлениями, которые периодически активизируются во всех сферах российской общественной системы, важное значение приобретает социальное управление в его экономических, политических, культурных и других направлениях - в той мере, в какой это управление позволяет раскрыть и мобилизовать ресурсы, найти современные формы их освоения, установить инновационный вектор общественных изменений. Речь идет, следовательно, о повышении устойчивости и жизнеспособности нашего общества на основе построения эффективного пространства управления, в котором могут оптимально связываться объективные условия и субъективные проекты, средства и цели, фактическое и нормативное, осуществляя один из важнейших законов управления - соответствие его субъекта и объекта, а в данном случае - государства и общества. Суть этого соответствия - в совместимости «логики бытия» механизмов управления и стихийности общественных процессов: управление должно так рационализировать и упорядочить эти процессы, чтобы они могли сохранять свою объективность и свою логику, одновременно вписываясь в нормы и условия управления, т. е. существовать в единстве и связи социального и управленческого пространств, обеспечивать движение общества и его подсистем к заданным целям.Поскольку промышленная политика является подсистемой социального управления, она также должна соответствовать этим требованиям - максимально адекватно вписывать социальные условия и ресурсы в требования, приоритеты и цели современного промышленного развития страны.В существующих моделях и концепциях промышленной политики страны она выражена преимущественно в рамках технократического регулирования, опираясь на состояние и тенденции экономики, производственные технологии, финансовые и другие ресурсы. Так, типичное определение промышленной политики выделяет в ней «комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан». Здесь промышленная политика ограничивается в основном рамками производства, пытаясь активизировать или усилить некоторые его компоненты: инновационность, конкурентоспособность, рыночные позиции отечественных производителей.Конечно, трудно не согласиться с тем, что приоритетом в промышленной политике как форме регулирования экономических и производственных процессов является состояние индустриальной базы общества и перспективы ее совершенствования. Здесь выявленные техногенные рычаги осуществления этой политики оправданны. Но поскольку ее формирование происходит в масштабе общенациональной стратегии, т. е. охватывает все общество, в котором активно взаимодействуют все его основные силы или субъекты - государство, бизнес, наука, образование, культура, социальные институты, общественные интересы, - то недооценка роли этих сил и факторов как существенного условия формирования промышленной политики заранее делает последнюю неэффективной, ведь оказывается оторванной от своей социальной и культурной основы.В существующих вариантах промышленной политики выделяется несколько основных моделей: 1) ориентированная на экспорт; 2) инновационная и 3) импортозамещающая. Если в первой упор делается на создании конкурентоспособной продукции для выхода на мировой рынок, а в третьей преобладает стратегия обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства, то инновационная модель опирается на «новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологического и капиталоемкого производства».Таким образом, среди этих моделей самой перспективной оказывается инновационная, которая ориентирована не только (и не столько) на рынок - внутренний или внешний, - но в первую очередь на тенденции общественного развития. Именно возможность включить их в организацию производства, трансформировать в новые технологии, в наукоемкую продукцию и является основой порождения и развития инновационного вектора в промышленности. Поэтому сегодня одним из важных направлений нашей промышленной политики - направлений, которые требуют еще своего специального исследования, - является раскрытие каналов и направлений включения информации, других сторон и свойств современного общества в структуры и качество производства. Промышленная политика должна приобрести гуманистический, социально-культурный ориентир.Какие концептуальные модели и реальные условия существования современного общества выявляют эти возможности и перспективы?Во-первых, все основные авторы и разработчики концепции информационного общества сходятся в том, что информационные ресурсы становятся технологической основой развития производства, причем эти ресурсы представляют собой научное и профессиональное знание. Так, Даниил Белл пишет, что «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способа производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:переход от индустриального к сервисному обществу;решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений <...>Однако осевым принципом постиндустриального общества является громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения» [1].Новые знания, интеллектуальные технологии - все это продукция прогрессивной системы образования, которая должна восприниматься в этом контексте не просто как формирование новых специалистов, а как опережающее воспроизводство социального качества нашего общества, выступающего как источник инноваций. Следовательно, условием успешной промышленной политики является развитие социума, опережающее изменения в экономике и производстве. И здесь важной основой становится современная система образования, в которой ориентиром является не только обучение новым знаниям и технологиям, но в первую очередь формирование новой личности, социально ответственной и компетентной, ориентированной на решение общественных проблем через разработку и внедрение инноваций, т. е. через модели будущего, выявленные перспективные тенденции.Но важным источником инновационной промышленной политики в РФ является развитие сферы социальных коммуникаций, в которую входят деловое партнерство, диалог, формирование гражданской, культурной и социальной идентичности общества. Сегодня основные социальные коммуникации контролируются СМИ, имеют ры- ночно ориентированный потребительский смысл. Однако это лишь поверхность системно-коммуникационных процессов, которые, как хорошо показал Н. Луман, выступают основой саморазвития общественной системы, ее саморегулирования на основе аутопойезиса.Как отмечает А. В. Назарчук, «фундаментальным понятием, объясняющим связь системы с окружением, у Лумана является понятие «структурного соответствия». Это понятие позволяет объяснить, каким образом система «приспособлена» к окружающему миру. Речь идет о взаимной согласованности систем между собой, когда сосуществование систем образует окружение, составляющее для каждой из систем свой коридор возможностей. Структурно соответствуют друг другу автопойетические (самонастраивающиеся) системы, которые нуждаются в процессировании других систем для собственного действия, т. е. участвуют во взаимном производстве событий» [2].Но здесь общественное «поле взаимодействия» устанавливается не только через системное соотв...
Другие файлы:

Институт государства и проблемы обновления промышленной политики в Украине
Недостатки института государства в Украине, ограничивающие возможности для реализации эффективной промышленной политики и прогрессивных структурно-тех...

Сущность промышленной политики и её роль в экономическом развитии России
Сущность промышленной политики и её инструменты. Налоги – основная статья доходной части бюджета. Перспективы развития технологической специализации п...

Промышленная политика России: кто платит издержки глобализации
В данной работе рассматривается проблема формирования новой государственной промышленной политики. Представлены версии, обсуждаемые пятью основными гр...

Управление промышленной фирмой: социально- экономические аспекты
???????????? ???????????? ?? ?????????? ???????????? ???????????? ? ??? ?????????-????????????? ???????? ? ????? ???????? ????????????? ??????? ??????...

Гармонизация торговой и промышленной политики с учетом экономической безопасности
Рассмотрение основных особенностей эффективного развития торговой и промышленной политики в России. Сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующ...