Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Русские камнерезы фирмы Картье

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Русские камнерезы фирмы Картье Л. А. БудринаМеждународные контакты в области декоративно-прикладного искусства рубежа XIX—XX в. — чрезвычайно интересная, но малоизученная тема. Одним из частных случаев российско-европейского сотрудничества в этой области является опыт французской фирмы Картье (Cartier). Можно предположить, что эта фирма была не единственной размещавшей заказы у российских мастеров. Однако это предприятие является одним из немногих сохранивших свои архивы, что позволяет проследить историю и характер деловых связей парижской фирмы и российских камнерезов.Традиции каменного декора парадных интерьеров появились в России еще в XVIII в. Тогда эта мода была спровоцирована стремлением подражать убранству европейских дворов. Расцвет русского камнерезного дела во второй половине XVIII — XIX в. охватил широкий круг специализированных предприятий разного масштаба: императорские гранильные фабрики Петергофа, Екатеринбурга и Колывани, крупные частные фирмы и кустарное производство Петербурга и Екатеринбурга. В результате этого к концу XIX в. складывается насыщенный рынок произведений разного размера, стоимости и качества работ, равно востребованных в связи с распространением моды на каменные безделушки из придворно-аристократического мира в быт купечества и буржуазии.Всемирные выставки 1850—1900-х гг. отчасти познакомили европейскую публику с каменными изделиями русских мастеров, но смогли обеспечить создание сети сбыта только для ограненных самоцветов — ювелирного сырья.Эффектный выход на европейский рынок фирмы Карла Фаберже, получившей и исполнившей в 1907 г. крупный заказ английского короля Эдуарда VII — комплекс камнерезных «портретов» животных королевской фермы в Стриденгаме [см.: Фаберже: придворный ювелир, с. 31], открытие в 1903 г. собственного магазина русской фирмы в Лондоне — все это обострило конкурентную борьбу на европейском рынке роскоши, что стало стимулом для некоторых фирм Старого Света разнообразить собственный ассортимент путем включения в него модных камнерезных предметов. В поисках поставщиков представители этих торговых домов едут в Россию.Одно из наиболее ранних упоминаний о сотрудничестве французского Ювелирного дома Картье и российских камнерезов появилось в книге Александра фон Солодкофф «Русское золотое и серебряное дело 17—19 веков», изданной в 1981 г. Приводя информацию о деятельности А. К. Денисова-Уральского, он упоминает о поставках его камнерезных работ в Париж в 1908— 1917 гг. [см.: Solodkoff, p. 210].Существенно подробнее вопросы взаимодействия мастеров ювелирного и камнерезного дела были рассмотрены Гансом Надельхоффером в монографии, вышедшей на французском языке в 1984 г. Эта книга стала первой и, казалось, исчерпывающей историей Дома Картье. В главе 6 и комментариях к ней впервые приводится информация о сотрудничестве с российскими производителями и указываются их имена: московский ювелир Яр, камнерез Свечников, Карл Верфель с Обводного канала в Петербурге, московская фирма Овчинникова, Денисов-Уральский, Лагутяев, Суровый [см.: Nadelhoffer, p. 91—93, 296].В каталоге выставки «Фаберже: придворный ювелир» (1993) опубликована статья «Проблема “Фальшберже”», посвященная вопросу атрибуции произведений фирмы Фаберже. В ней Геза фон Габсбург приводит сведения из учетных книг парижской ювелирной фирмы Картье, о том, что в них перечислено более двух сотен фигурок животных из самоцветов, многие из которых были приобретены у поставщиков поделочного камня, к которым обращался и Фаберже [см.: Фаберже: придворный ювелир, с. 165—167].В 1997 г. отрывки из книги Надельхоффера были переведены на русский язык и опубликованы с комментариями В. В. Скурлова в книге «Фаберже и петербургские ювелиры» [Фаберже и др., 605—621].Проблема идентификации камнерезных предметов «от Картье» затронула и Джуди Рюдое, посвятившую этому вопросу главу «Русский стиль» в каталоге, вышедшем в 1997 г. к выставке «Картье 1900—1939» (Музей Метрополитан в Нью-Йорке и Британский музей в Лондоне) [Rudoe, p. 101 — 115]. Большой интерес представляют опубликованные в этом издании камнерезные предметы французских ателье, выполненные под очевидным влиянием русских аналогов.Наконец, в 2003 г. в Мюнхене прошла выставка «Картье и Фаберже: соперники при царском дворе» [см.: Faberge — Cartier]. В каталоге этой выставки помещены статья о русских связях Картье, список поставок из России и содержание копировальной книги с фрагментами переписки с Россией, подготовленные к публикации Гезой фон Габсбург. Для него впервые со времени На- дельхоффера были открыты архивы Ювелирного дома Картье. Однако и в этом, наиболее полном на данный момент исследовании содержатся неточности и нестыковки.История контактов представителей фирмы Картье с российским поставщиками резного камня может быть условно разделена на два этапа. Первый связан с ознакомительными визитами в Россию Пьера Картье, второй — с регулярными коммерческими выставками Луи Картье. Характер деятельности и круг поставщиков на этих двух стадиях существенно отличаются.Этап первый (1904—1907)В декабре 1903 г. в Петербурге открылась I Международная художественно-промышленная выставка изделий из металла и камня. В составе участников были именитые российские фирмы, представители европейских ювелирных домов, уральские камнерезы.Точные даты первого путешествия Картье в Россию неизвестны, но на основании писем можно предположить, что Пьер Картье посетил петербургскую выставку (закрывшуюся в феврале): 7 января он сделал покупки в магазине Карла Верфеля, а в двадцатых числах пишет уже из Парижа. Таким образом, в Петербурге он побывал в первой половине января. Вероятно, время для путешествия было выбрано не случайно, т. к. среди потенциальных поставщиков, к которым Картье адресует свои письма с предложением о сотрудничестве в январе 1904 г., большинство — участники выставки.Карл Верфель. В ходе этой поездки Пьер Картье посетил в Петербурге магазин участника петербургской выставки Карла Верфеля (подробнее на истории этой фирмы мы остановимся далее). Это сотрудничество оказалось плодотворным. 7 января в магазине Карла Верфеля приобретено колье из аметистовых шариков. В письме к Верфелю от 27 января заказаны еще два таких колье, а на следующий день — еще четыре. В инвентарную книгу «Colliers» внесена одна запись, имеющая отношение к этим закупкам: 6 февраля на приход поставлено колье из 47 шариков из аметиста и двух шариков застежки. В графе, содержащей сведения о доработках предметов, указано, что для колье была выполнена застежка и футляр. Уже через десять дней колье было продано. Остальные колье, вероятно, были распределены между ателье для более существенной доработки и в книге уже записаны без ссылки на первоначального поставщика.Генрих Яр. В рамках первого путешествия в Россию Пьер Картье посещает и Москву [см.: Nadelhoffer, с. 92], где устанавливает один из наиболее продуктивных контактов: за десять лет Генрих Яр поставит в Париж около двухсот предметов. Любопытен тот факт, что на момент начала сотрудничества с французами Генрих Готфридович Яр являлся управляющим московской фабрики Фаберже [Вся Москва, 1901, с. 525]. Можно предположить, что работа на Картье повлияла на положение Яра и стала одной из причин ухода от Фаберже: в 1911 г. Генрих Яр уже обозначен как самостоятельный ювелир [см.: Там же, с. 838], а в 1915 г. Яр становится владельцем мастерской и магазина [Фаберже и др., с. 146].Основную массу предметов, отправленных Яром в Париж, составляют небольшие серебряные с эмалями вещицы кабинетного ассортимента: рамки, звонки, чехольчики для стиральных резинок и т. п. Упомянуть этого поставщика в разговоре о камне заставляют два момента.Во-первых, в поставках Яра встречаются и камнерезные предметы. Так, в июне 1904 г. в Париж были отправлены четыре флакона для смачивания марок из жада в виде груши, яблока и томатов с серебряными оправами. В сентябре того же года во Франции получены пепельницы из жада, нефрита, розового и серого уральских мраморов с серебряными золочеными и эмалированными оправами. В 1906—1907 гг. от Яра были получены и четыре ручки для зонтиков разной формы (круглые, овальные и в виде костыля) из орлеца-родонита в эмалевой серебряной оправе разного цвета. Кто именно поставлял Яру каменные детали, неизвестно. Можно предположить, что уральский камень приобретался в московских магазинах (например, подходящий ассортимент был в «Сибирском базаре» на Тверской и «Сибирских камнях» на Арбате), в которых можно было приобрести как готовые изделия, так и всевозможные образцы и заготовки [см.: Вся Москва, 1902; Памятная книжка].Вторая причина обращения к мастерской Яра связана с нереализованным коммерческим контактом с уральским камнерезом Свечниковым.• Свечников. С...
Другие файлы:

Жак Картье
Жака Картье иногда называли Корсаром Картье. Слово корсар имело тогда два значения: у испанцев оно значило пират , а у французов матрос каперского суд...

Картье, Жак

Народные русские сказки
Описание:В издание вошли все сказки из сборника "Народные русские сказки", собранные Александром Николаевичем Афанасьевым, знаменитым фольклористом, э...

Стратегическое планирование
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(составляется на 10 лет)I. ЦЕЛЬ ФИРМЫII. СТРАТЕГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫIII. СТРАТЕГИЯ РОСТА ФИРМЫЦЕЛИ ФИРМЫ1. Крат...

Sensuality: Color Nude Art Photography
Альбом цветных студийных фотографий женской обнаженной натуры фотографа и бизнесмена Джеральда Аппеля, ученика самого Генри Картье-Брессона. Текста пр...