Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Борьба за мозги

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Борьба за мозги К.Р. ФоминаНациональный исследовательский Иркутский государственный технический университетОбоснована необходимость изучения разрабатываемой Евросоюзом программы составления собственного глобального рейтинга высших учебных заведений «Табель о рангах». На протяжении ряда лет первые места в мировом рейтинге занимают англоязычные университеты, в том числе высшие учебные заведения США, где финансирование науки и образования в сотни раз больше, чем в Европе.Обращено внимание на место российских университетов в глобальном рейтинге, названы перспективы развития интеллектуального авторитета нашей страны, для успешной реализации которых необходимо объективное изучение и внедрение опыта лучших университетов мира, что безусловно, возможно только при наличии высокого уровня владения английским языком.Высокообразованная романо-германская Европа готовится к «разводу» с англосакской составляющей. Вернее сказать, с её университетской рейтинговой доминантой. Европейское университетское сообщество – от Португалии до Риги и от Дублина до Мальты – охвачено большим волнением. Европейский союз начал программу составления собственного глобального рейтинга высших учебных заведений. Эта программа «Табель о рангах» по ЕС готовится два года и должна увидеть свет в конце 2011 г. России полезно к ней присмотреться или даже лучше примкнуть, поскольку у инициаторов рейтинга благие намерения. За внедрением нового рейтинга стоит идея вернуть европейскому образованию то, что у него, по мнению ЕС, было незаслуженно отобрано «англосаксами».По большому счёту, новый рейтинг – начало этапа всё той же «борьбы за мозги» и против их утечки. Европейцы вполне резонно сочли, что с выходом из кризиса, с необходимостью коренной модернизации экономики, банковского дела, хозяйства вообще, а также и политики свежие умы будут весьма кстати. А для умов важно развиваться в университетах. И лучше в своих.Рейтинг призван, по замыслу авторов, более справедливо расставить по местам университеты мира и потеснить несправедливо и даже искусственно выдвигаемое в ныне существующих основных списках «Высшей лиги» англосакское академическое превосходство. О последнем, впрочем, так уж открыто не говорят, но не надо быть «академиком», чтобы не понять, к чему среди множества прочих благородных целей затевается новый рейтинг.Известно, что тендер на подготовку выиграл консорциум, в котором явно отсутствует англоязычная университетская доминанта. В Консорциум по оценке высшего образования и исследовательских показателей, или CHERPA (по первым буквам английского ConsortiumforHigherEducationandResearchPerformanceAssessment), вошли исследовательские центры Германии, Нидерландов, Бельгии и Франции. На проект выделено более 1 млн евро.К концу первой половины 2010 г. был подготовлен пробный рейтинг 150 ведущих университетов Европы. Европейцы намерены с помощью собственного рейтинга поднять если не престиж, то заметность университетов, привлечь к ним студентов и, следовательно, частные и государственные вливания и в общеобразовательный, и в исследовательский процессы. Для Европы, где «экономика знаний» – это не стремление, а уже реальность, такая задача вышла за образовательные рамки и перекочевала в сферу экономики (политики, управления, прогнозирования, культуры) и хозяйства. В Европе (ЕС в его нынешнем виде) насчитывается примерно 4 тысячи высших учебных заведений и обучается чуть больше 19 млнстудентов.Глобальные рейтинги прочно вошли в обиход с начала 2000-х годов. Сейчас у них появилась и ярко выраженная национальная составляющая. В начале 2009 г., к примеру, Россия тоже вступила в рейтинговое противоборство, обнародовав собственный Новый Глобальный рейтинг мировых университетов (по версии независимого рейтингового агентства РейтОР). В нём МГУ им. Ломоносова вошёл в пятёрку «сильнейших», чего до сих пор ни разу не наблюдалось ни в каких других международных рейтингах.Забегая вперёд, здесь надо сразу сказать, что при оценке российского университетского потенциала и его ценности зарубежным «аудиторам» приходится объективно трудно. Всё дело в том, что в России, в отличие от многих других рейтингуемых стран, в первую очередь западных, образование и исследовательская наука вроде как не существуют вместе. Административно они у нас разделены. Все ведущие существующие рейтинги в основном учитывают исследовательский потенциал университетов (ясно, что исследовательские и аналитические способности студентов важны для будущих работодателей), потому мы и попадаем всегда в слои «осадочных рейтинговых пород».Но, тем не менее, есть надежда, что переименование отдельных российских вузов в национально-исследовательские университеты будет способствовать росту их исследовательского потенциала.Число глобальных рейтингов с 2000-х растёт и сейчас насчитывает более дюжины (это из тех, которым стоит действительно верить), но наиболее авторитетными по сей день считаются два. Это рейтинг 500 ведущих университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун (ShanghaiJiaoTongUniversityAcademicRankingofWorldUniversities, начат в 2003 г.) и британский рейтинг 200 мировых университетов специализированного приложения газеты Times. (Times Higher Education – QS World University Rankings, начатв 2004г.).В чем сходство и различие этих рейтингов?QSпредлагает следующие критерии, по которым определяется рейтинг вуза:академическая репутация заведения (40%);легкость, с которой выпускники вуза могут устроиться на работу (10%);количество ссылок на работы, выполненные сотрудниками вуза, в работах других ученых (20%);количество преподавателей, приходящееся на одного студента (20%);доля иностранцев среди студентов вуза (10%).Первое место в рейтинге QS занял Гарвардский университет; второе – Кембриджский; третье занял Йельский университет; четвертое – Университетский колледж Лондона; пятое – Массачусетский технологический институт; шестое – Оксфордский университет; седьмое – Имперский колледж Лондона; восьмое – Чикагский университет; девятое – Калифорнийский технологический институт; десятое – Принстонский университет.То, что первые места в рейтинге принадлежат университетам Великобритании и США во многом обусловлено большим распространением в мире английского языка. "Британские и американские университеты имеют преимущество, потому что они англоязычные. Если вы публикуете статью на языке, на котором не говорят большинство исследователей, то вас не будут цитировать", – считают эксперты.Академический Рейтинг Мировых Университетов (AcademicRankingofWorldUniversities - ARWU) 2010 г., опубликованныйцентром исследования мировых университетов Шанхайского университета Цзяо Тун, составлен с учетом таких критериев:количество Нобелевских премий и медалей Филдса, полученных преподавательским составом (20%) и выпускниками (10%);наиболее цитируемые ученые по 21 предметной категории (20%);статьи, опубликованные в журнале «Природа и наука» («NatureandScience») (20%);статьи, упоминаемые в Индексах цитирования по естественным и социальным наукам (20%);академические достижения с точки зрения размера вуза (10%).Первое место в рейтинге занял Гарвардский университет; второе – Калифорнийский университет в Беркли; третье – Стэнфордский университет; четвертое – Массачусетский технологический университет; пятое – Кембриджский университет; шестое – Калифорнийский технологический институт; седьмое – Принстонский университет; восьмое – Колумбийский университет; девятое – Чикагский университет; десятое – Оксфордский университет.В обоих списках Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ), единственный российский вуз, неизменно ближе к концу, чем к началу, хотя в последние годы начался подъём. В рейтинге QS за 2009-й он стоит на 155-м месте, за 2010-й на 93-м, в шанхайском перечне за 2009 год – на 77-м в мире и 24-м в Европе и за 2010-й на 74-м в мире и 23-м в Европе.Европейцы уже давно критикуют методологию составлений университетских рейтингов, усматривая в её нынешнем виде неприятную для остальной Европы предвзятость и склонность составителей оценивать всё по англосакским стандартам. В общем, конечно, не без этого. Но что поделаешь, если США (неизменно все первые места в двадцатках лучших) всегда выделяли...
Другие файлы:

Конец классового компромисса 1688 г. и борьба буржуазии за власть
Французская революция и классовая борьба в Англии, ее итоги. Подъем рабочего и демократического движения. Политическая и идеологическая борьба в перио...

Инфант майоркский, его поход в Ахайю и борьба с Людовиком
Упадок герцогства Афинского и франкской Мореи. Притязания Куртенэ-Валуа на византийский престол. Борьба между Анжуйским и Арагонским домами. Борьба за...

Казачья верховая борьба
В пособии рассматриваются вопросы истории и методики традиционной военно-физической подготовки казачества. Описывается опыт современной работы в сфере...

Минеральное сырье и война
Одной из отличительных черт эпохи империализма является напряженная и ожесточенная борьба за источники сырья. Эта борьба приобретает особо острый хара...

Меньшевики и эсеры в русской революции
Всякая классовая борьба есть борьба политическая, — говорит Коммунистический Манифест, — а политическая борьба на известной,стадии своего развития неи...