Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Тема: «Великая сила и неистощимая человеческая доброта в е А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Тип:
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
План открытого урока литературы в 6 классеДата проведения: 6 марта .1. Тема: «Великая сила и неистощимая – человеческая доброта в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»2. Дидактическая цель: анализ литературного произведения3. Тип урока: обобщение4. Цели: закрепить понятие жанра рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта; развитие личностных качеств учащихся5 Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)6. Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная)7. Средства работы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихсяП. Организационный момент. Эпиграф «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. КупринВступительное слово учителя Ребята, сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»Тема нашего урока «Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора. К нему мы будем обращаться в течение всего урока.III Актуализация знаний учащихся.- А теперь вернемся к рассказу. Новый год. Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. Но мы с вами знаем, что существует и такое понятие – рождественский рассказ. Святочный рассказ.Что вы знаете об этом? Что такое святки?- Расскажите о жанре рождественского рассказаУчитель: В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. Обложка таких книг выглядела примерно такой. Обратите внимание на доску. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад»- А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздникомУчитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В нашем рассказе герои в начале в отчаянии и, не смотря на приближающийся праздник.- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (стр. 436)Дома вы находили в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. Одной группе нужно было найти в тексте эпитеты, другой гиперболы. (уч-ся называют тропы)- Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?- Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?Учитель: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления. - Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем (стр. 441) - Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.- Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду (стр. 440)- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)- Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем (стр.442)Учитель: Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.- В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого. (стр. 442)Учитель: Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезнорвения доктора?- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?- Кому было дано задание поработать в «Справочном бюро»? Дайте нам пожалуйста справку о Николае Ивановиче Пирогове. (Н. И. Пирогов – (1810-1881) – врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 гг во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, народном образовании)- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?Физкультминутка Мы работали отлично Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно...
Другие файлы:

Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
Что волнует меня в рассказах о любвиКуприна и Бунина?В творчестве этих двух русских писа-телей прослеживается одна общая тема-тема любви.Необычайная с...

Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести "Гранатовый браслет". Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема "маленького чело...

Чудесный доктор 2

Тема Великой Отечественной Войны в творчестве Твардовского и Шолохова
Великая жизненная сила героев, сила народного характера. Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями П...

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви... По произведениям Булгакова "Мастер и Маргарита" и Куприна "Гранатовый браслет"
Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер...