Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Социальная психология

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
РекомендованоМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузовУДК 159.9(075.8) ББК 88.5я73 А 65Рецензенты:кафедра педагогики и психологии НГПУ; доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии НГПУ,профессор В. Г. Леонтьев; кандидат педагогических наук, профессор НГПУ Н. П. АникееваАндриенко Е.В.А 65 Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с. ISBN 5-7695-0617-2Учебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии, изложенный с позиции личностного подхода. Рассматриваются проблемы социального контроля, общения, лидерства и руководства, межгрупповых и внутригрупповых отношений, социализации и социального развития человека. Представлены педагогические аспекты некоторых традиционных социально-психологических тем.ISBN 5-7695-0617-2УДК 159.9(075.8) ББК88.5я73© Андриенко Е.В., 2000© Издательский центр «Академия», 2000ПРЕДИСЛОВИЕПо мере прогрессивного развития психологии, физиологии и других наук о человеке возрастают возможности их педагогических приложений. Ближайшее будущее педагогики безусловно связано с расширяющимся включением в ее сферу этих приложений...Б. Г. Ананьев «О проблемах современного человекознания»Социальная психология - одна из обязательных дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального педагогического образования, которая сравнительно недавно вошла в государственный образовательный стандарт по всем педагогическим специальностям. В течение длительного времени социальную психологию изучали только студенты психологических факультетов, и большинство отечественных учебников и учебных пособий по социальной психологии были ориентированы именно на них. На самом деле социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек - человек». Правда, специфика реализации этого знания в профессиональной практической деятельности различна у специалистов разного профиля. Так, социальная психология как учебный курс для студентов-психологов, юристов или педагогов имеет свои особенности как на уровне интерпретации содержания, так и на уровне дидактических задач.Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и учителей. Оно написано на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет для студентов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета и для учителей-практиков в Институте повышения квалификации. Некоторые вопросы и проблемы, обсуждаемые на страницах этой книги, были поставлены именно слушателями и отражают своеобразие социально-психологического аспекта педагогической деятельности учителя в условиях современной школы. Практика работы со студентами и учителями показала, что существуют социально-психологические проблемы педагогической деятельности, которые носят универсальный характер. Поэтому концептуальной идеей подготовки данного пособия стала задача педагогической адаптации некоторых социально-психологических теорий. Вполне понятно, что такая адаптация может быть реальной только после знакомства слушателей с основами социальной психологии как научного знания и учебной дисциплины.Разработка содержания курса определялась также и особенностями социальной динамики в нашей стране. Экономические и социально-политические изменения, происходящие в России, выдвинули на первый план изучение вопросов, которые в условиях стабилизации общества не являются столь актуальными. Будущим специалистам необходимо учиться использовать свои знания в реальных условиях кризисного общества. Поэтому в курс социальной психологии введена тема «Социальная виктимология», которая важна с точки зрения анализа социализации человека в современной России. Включены также такие темы, как «Социальный контроль» и «Социальное развитие человека», не являющиеся традиционными для отечественной социальной психологии. Поскольку социальный контроль изучается обычно в рамках социологии, социально-психологический аспект этой темы остается нераскрытым. Между тем невозможно изучать и тем более анализировать социальное поведение человека, не опираясь на понимание сущности феноменов социального контроля.Тема «Социальное развитие человека» выполняет важную концептуальную функцию в рамках данного курса и является основополагающей в понимании основных направлений использования социально-психологического знания в педагогической деятельности учителей и родителей. Что касается остальных тем курса, то они являются достаточно традиционными для социальной психологии как учебной дисциплины.Нельзя не отметить, что на разработку содержания курса несомненное влияние оказали концепции социальной психологии Г.М.Андреевой и Т.Шибутани, а также социально-психологические идеи А.С.Макаренко. Самый издаваемый в России учебник по социальной психологии Г.М.Андреевой является, на наш взгляд, одним из лучших. Он адресован студентам специальных психологических факультетов и поэтому несколько сложен для студентов, не имеющих специальной психологической подготовки. К тому же некоторые вопросы, необходимые для студентов педагогических вузов, вынесены за скобки обсуждения в силу их очевидности для психологов.Использование теорий, концепций, идей А.С.Макаренко в курсе социальной психологии для учителей представляется нам совершенно необходимым. Во-первых, его опыт как педагога-организатора, работающего с детьми в неблагоприятных социальных условиях, актуален для современных учителей, психологов и социальных работников. Во-вторых, он эмпирическим путем пришел к открытиям, которые были сделаны в социальной психологии значительно позже, предвосхитив, таким образом, многие достижения психологов. В-третьих, его социально-педагогический опыт описан в художественных, публицистических и научных трудах, в которых он предстает как подлинный теоретик и практик социальной психологии. Будучи руководителем социальной группы детей, он изучал ее, анализировал ее жизнедеятельность, обосновывал и претворял в жизнь идеи оптимального функционирования и развития детской группы.Тот факт, что Макаренко работал в детской колонии в условиях тоталитарного социального режима, нисколько не снижает значимости его теории и практики для социальной психологии. Закономерности, открытые им, универсальны вне зависимости от социального качества группы, будь то детский отряд, семья или профессиональный коллектив. Что касается критических замечаний по поводу деятельности и теории А.С.Макаренко, которые...
Другие файлы:

Структура социальной психологии как отрасли науки
Теоретическая социальная психология - оперирует гипотезами, идеями, научными представлениями, систематизирует все данные. Ведущими функциями являются:...

Социальная психология. Шпаргалки.
М.: Эксмо, 2008. - 32 с. Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательн...

Возрастная психология.
(Психология развития и возрастная психология.) М.: Гардарики, 2005 - 349 с. Учебник "Возрастная психология" представля...

Социальная психология
Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология и проблемы общества. Исторические формы социально-психологического знания...

Социальная психология.
М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. - 408 с. В учебном пособии, подготовленном в соответствии с программой курса «Социальная психология» для в...