Пояснительная записка к экзаменационным материалам для проведения государственной ( итоговой) аттестации
Пояснительная запискак экзаменационным материалам для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, в традиционной форме в 2010-2011 учебном годуЦели итоговой аттестации по физике:установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника по физике требованиям Государственного образовательного стандарта, включающего в себя федеральный и национально-региональный компоненты.оценка уровня социальной компетентности учащихся по физике.повышение объективности оценки образовательных достижений выпускников ОУ.Задачи итоговой аттестации по физике:определить достаточность условий для качественной подготовки выпускников по физике;оценить коммуникативные навыки учащихся;продолжить работу над методикой мониторинга качества образования по физике, провести анализ достижений выпускников;создать условия для реализации прав учащихся в период итоговой аттестации.При составлении экзаменационных материалов учтены особенности 9 классов, уровень подготовки учащихся и специфика учебной программы по физике. Обучение физике проводилось по общеобразовательному курсу (Программа для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев МО РФ, Физика, 7-11, М.: Дрофа, 2007) по учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9», 2 часа в неделю, базовый уровень.Предлагаемые билеты и приложения к ним, тестовые задания по физике для устной итоговой аттестации в целом охватывают весь теоретический и практический материал курса и соответствуют:- Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России № 1276 от 19.05.1998 г.);- Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. Физика. (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);- рабочей программе по физике на 2008-2011г.г.; - используемому в ОУ программно-методическому обеспечению курса физики (указано выше).Исходя из требований ГОСа (федерального и регионального компонентов), можно выделить основные принципы, положенные в основу материалов итоговой аттестации учащихся по физике:Принцип интегративности, выраженный в соединении целей, задач, базового минимума ГОСа и ГОС НРК.Принцип деятельности, представленный достаточным количеством заданий практической направленности, позволяющих выпускникам предъявить деятельностно-коммуникативные умения и навыки. Принцип вариативности, позволяющий учащимся осуществить свободу выбора вида и типа задания.Принцип сбалансированности, выраженный в необходимом соотношении вопросов и заданий.Принцип целесообразности (необходимость проверки в выпускных классах не столько знаний частных фактов, навыков развернутого описания событий, сколько базовых, определяющих знаний и владения познавательными процедурами).Содержание учебной дисциплины "Физика" регламентируется ГОС ФК. В то же время требования к уровню подготовки выпускников по физике, изложенные в ФК ГОС, не отражают в достаточной мере характер целей и результата общего образования. В связи с этим сформулированы требования к качеству подготовки выпускников в виде критериев уровня сформированности компетентностей по составляющим образованности ГОС НРК. Система критериев оценивания видов компетентности учащихся на экзамене по физике через составляющие образованности ГОС НРК представлена следующим образом:Форма сдачи экзамена по физике – экзаменационные билеты.Всего учащимся предлагается 20 билетов, которые составлены в соответствии с предлагаемыми примерными экзаменационными билетами для проведения устной итоговой аттестации выпускников по физике.В каждом билете 3 вопроса. В первом предлагается ответить на теоретический вопрос курса физики основной школы. Второй вопрос – лабораторная работа. Третий вопрос содержит задачу. В вопросах билетов № 6,9,11,14,17,18,20 содержится материал регионального характера. Содержание заданий для итоговой аттестации выпускников по физике определяется тем, что, выполняя задания, выпускник может продемонстрировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости: 1) справочные таблицы физических величин; 2) плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;3) приборы и материалы выполнения практических заданий; 4) непрограммируемый калькулятор.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности опирается на:приобретение опыта познавательной деятельности, зафиксированной в знаниях (уровень базовых знаний необходим для продолжения образования и использования в практической жизни);сформированность основ творческого мышления;приобретение опыта осуществления известных способов деятельности (сформированность частнопредметных и общеучебных умений и навыков);Характер заданий позволяет оценить уровень достижений выпускников в сфере коммуникации, а именно: умение отобрать необходимые материалы;умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их;