Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

«Семь вопросов об изложении»

Тип:
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Современные подходы к написанию изложения.Основные требования к изложению. Виды изложений.Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображенияИзложение - один из традиционных видов письменных работ в школе - в последние годы переживает настоящий бум. Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.По программе средней школы учащиеся пишут изложения с 1 -го класса, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Однако при кажущейся легкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное - без ошибок».Но, прежде чем начать обстоятельный разговор об изложении, предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые неизбежно встают перед каждым учителем, если он не удовлетворен сложившейся практикой обучения изложению.Что для ваших учеников сложнее: изложение или сочинение?Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?Какие тексты «подходят» для изложения, а какие нет? Что такое хороший текст для изложения?Изложение: взгляд со стороны ученикаЕще лучше, если на эти вопросы ответит не учитель, а сами ученики. Поэтому в начале учебного года предложим классу небольшую анкету, позволяющую в свободной форме выразить отношение к изложению.Анкета для учащихся, или «Семь вопросов об изложении»1.Нравится ли вам писать изложения?2.Что вам труднее писать - сочинение или изложение? Объясните почему.3.Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?4.Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о...?5.Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?6.Какое изложение писать легче - подробное или сжатее? Что значит «сжать» текст?7.Какие трудности вы испытываете при написании изложения?Если у вас среднестатистический класс, то ответы, скорее всего вы получите те же, что и мы.Писать изложение нравится только каждому пятому девятикласснику. Большинство же учеников считают это занятие очень утомительным, скучным и трудным, особенно «если пишешь изложение каждую неделю».70% опрошенных ответили, что сочинение им писать труднее, чем изложение, так как «в изложении нужно просто пересказать чужой текст, а сочинение требует своих мыслей»; «в сочинении ты придумываешь свое, а изложение почти диктуют, надо только успевать записывать», «на изложении не надо думать». И все же тех, кто испытывает трудности с воспроизведением чужих мыслей, тоже немало. Приведем выдержки из анкет: «плохо запоминаю текст», «для изложения нужна слуховая память на грани фантастики, а у меня она на нуле», «я невнимателен, часто отвлекаюсь, когда слушаю текст», «страдаю отсутствием логики», «плохо понимаю то, что читают», «не помню конца», «у меня маленький словарный запас», «не умею выразить мысль», «путаюсь в бесконечных повторах», «пишу безграмотно» и т.п.Чаще всего девятиклассники жалуются на свою память и неумение быстро писать. Вот типичный ответ: «Текст очень большой, а читается всего два раза, я ничего не успеваю записать». И только в одной из 120 работ встретился вполне «взрослый» подход к делу: «Чтобы написать изложение, нужно понять текст, запомнить его и уметь выделить микротемы. В этом и состоит главная трудность».Умение писать изложение, по мнению девятиклассников, может пригодиться «при сдаче ЕГЭ», «при конспектировании лекций в институте», «журналистам или репортерам, если нужно быстро записать то, о чем говорит "звезда", а диктофон сломается», «в милиции, когда нужно написать протокол». Многие вообще отрицают надобность в таком умении. Впрочем, встречаются и вполне зрелые суждения: изложение - тренировка памяти, а хорошая память нужна любому человеку.Сложившаяся практика написания изложения - нарочито медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи во время второго слушания - привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить учеников такой возможности, с изложением справились бы менее 30%. Вот один из типичных ответов: «Вряд ли напишу, никогда такого не пробовала». На самом деле дословная запись текста ничем не лучше обыкновенной зубрежки. Запоминание без понимания, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, практически возвращает девятиклассников в детство.Прежде всего, прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают лишь немногие выпускники. По результатам обследования 200 школ в 76 регионах страны, в котором участвовали около 170 тысяч школьников первых и десятых классов, более 50%> десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, у 90%о старшеклассников нет полноценного понимания смысла художественного текста.К сожалению, и сам учитель нередко недооценивает роль понимания при обучении изложению. А между тем правильно организованная работа по подготовке к изложению - это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.ПРИМЕР 1. Исходный текст «Открытие, которое опоздало на двести лет»Вот одна поучительная история.Лет сто назад в одном городе России жил математик. Всю свою жизнь он терпеливо бился над решением сложной математической задачи. Ни посторонние, ни знакомые не могли понять, над чем мучается чудак.Одни его жалели, другие над ним смеялись. Он не обращал внимания ни на кого и ни на что вокруг. Он жил, как Робинзон на необитаемом острове. Только его остров был окружен не морем воды, а морем непонимания.Все математические правила, кроме самых главных, которые он успел узнать, когда недолго учился в школе, он открывал для себя заново.И то, что он хотел выстроить из них, он строил так, как Робинзон строил свою лодку. Так же мучился, та...
Другие файлы:

Семь столпов мудрости
Семь столпов мудрости впервые упоминаются в Библии, в книге Притчей Соломоновых (IX, 1):"Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его"....

Игра в жизнь
Замечательный актер и режиссер Сергей Юрский известен и как талантливый писатель, автор шести книг прозы и поэзии. "Игра в жизнь" - седьмая, написанна...

Парадоксы теории относительности
Книга посвящается подробному рассмотрению тех вопросов специальной теории относительности, которые при обычном ее изложении наиболее трудны для усвоен...

Евангелие в изложении для малышей
Евангелие в изложении для малышей. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви....

Семь чудес мира и Узбекистана
Новейшие Семь чудес мира по версии организации Нью Оупен Ворлд Корпрешн. Выбор Семи чудес России. Семь чудес досоветского и нового Ташкента периода не...