Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания по написанию, оформлению и защите Издательство "Самарский университет" 2006

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Исторический факультетКафедра российской историиДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИМетодические указания по написанию, оформлению и защитеИздательство "Самарский университет" 2006Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университетаВ методических указаниях обобщён опыт кафедр российской истории и отечественной истории и историографии по руководству процессом написания студентами дипломных работ, даны рекомендации по планированию, сбору материала, изучению литературы, формулированию целей и задач, оформлению основных структурных частей, научно-справочного аппарата и подготовке дипломной работы к защите.Составители проф. П.С.Кабытов, проф. М.И.ЛеоновОтв. редактор проф. Храмков Л.В.© Кабытов П.С., Леонов М.И., составление, 2006Дипломное сочинение является завершающим этапом в подготовке высококвалифицированного специалиста-историка. Это последняя учебная работа студента в стенах университета. Её главная цель состоит в систематизации, закреплении и расширении теоретических и фактографических знаний, применении их при решении конкретных исследовательских задач, в развитии навыков самостоятельной работы историка. Дипломное сочинение и защита в государственной аттестационной комиссии (ГАК) показывают уровень овладения студентом-выпускником методологией, исследовательскими приемами и навыками, материалом изученных курсов, историографией, умением самостоятельно работать с исторической литературой и источниками, а также то, как студент-выпускник сумел изучить конкретную историческую проблему и изложить свои мысли и выводы.Дипломное сочинение является самостоятельным исследованием, к которому предъявляются те же высокие требования, что и к любой работе историка-профессионала. Дипломное сочинение не отвлечённое учебное упражнение. В нём рассматриваются вопросы, представляющие интерес для исторической науки. Студенту-дипломнику необходимо выявить максимально возможное количество исторических фактов по избранной теме, изучить все доступные источники и специальные исследования. При этом он должен помнить о многомерности исторических явлений, их сложном взаимодействии. Ибо только овладение репрезентативным массивом фактов и методами их объективной интерпретации позволяет выявить основные тенденции изучаемого явления.Дипломное сочинение не должно сводиться к пересказу источников и исторических работ. Оно немыслимо без элементов новизны. Понятие "новизны" означает постановку в дипломном сочинении проблемы, которая ещё не получила достаточного освещения в литературе, а также выявление и систематизацию неизвестных ранее фактов. Дипломная работа требует от каждого студента-дипломника активизации всех его умений, трудолюбия, требовательности к себе. 1. ВЫБОР ТЕМЫДля успешной научно-исследовательской работы важное значение имеет выбор темы, ибо её актуальность придаёт поискам студента-дипломника научную ценность, вводит в круг проблем отечественной исторической науки. При определении темы дипломной работы научные руководители и кафедры, как правило, учитывают научные интересы студента. Объектом исследования могут быть как конкретные исторические сюжеты любого периода отечественной истории, так и источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деятельность государственных и общественных деятелей, история сёл и городов, предприятий и учреждений, сословий и классов, государственных органов власти и местного самоуправления.При выборе темы прежде всего следует выявить степень её изученности. Естественно, студент-историк должен изучить литературу по данной проблеме. Только на этом пути возможно установить, какие вопросы темы не нашли отражения в исторической литературе, и какие точки зрения уже имеются. При определении темы важно установить хронологические и проблемные рамки дипломной работы. После этого тема дипломной работы в присутствии студента утверждается на заседании кафедры и будущий студент-дипломник прикрепляется к научному руководителю.Написание научно-исследовательских работ требует чётко про- думанной организации труда. Необходимо установить основные этапы выполнения дипломной работы. После выбора и утверждения темы важным этапом является составление рабочего плана. План нужен для того, чтобы распределить время для выявления литературы и источников, их изучения и обработки. Основными разделами рабочего плана являются 1) составление библиографии по теме; 2) изучение теоретических и методических трудов; 3) изучение и конспектирование специальной литературы и опубликованных источников; 4) выявление документов и материалов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек; 5) составление развернутого плана дипломной работы; 6) работа над главами и разделами дипломного сочинения; 7) написание введения и заключения; 8) составление списка источников и литературы; 9) оформление дипломной работы; 10) написание реферата.Следует иметь в виду, что составление библиографии, изучение литературы и источников, в основном, необходимо закончить к концу IV курса, с тем, чтобы в течение 9 и 10 семестров завершить написание дипломной работы.Прежде чем приступить к изучению источников и литературы, не- обходимо составить план дипломной работы. План, как правило, строится следующим образом Введение; Глава I; Глава II; Заключение; Список использованных источников и литературы. План может быть составлен по проблемному или хронологическому принципам, или посредством их сочетания. В главах следует выделить параграфы, в которых будут рассмотрены конкретные проблемы.В начале 10 семестра научным руководителем, а затем кафедрой, утверждается поэтапный план работы над дипломными сочинением. В плане излагаются цели и задачи, структурные части и сроки представления отдельных разделов и работы в целом.2. СБОР МАТЕРИАЛАСледующим этапом в работе н...