Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИНОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»Экономический факультет Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплинМетодические указания по изучению дисциплины для студентовзаочного отделения «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»Специальности: 080507 «Менеджмент организации» 081005 «Финансы и кредит» 080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080504 «Государственное и муниципальное управление»Составитель:В Б ТихоноваОБЩАЯ ЧАСТЬ Предметом курса является Культурология – интегративная наука, изучающая закономерности, логику, специфику существования и развития мировой культуры.Цель курса – ознакомить студентов с важнейшими аспектами, понятиями, методиками Культурологии, а также дать представление о высоких ценностях мировой культуры.Задача курса состоит в том, чтобы представить в систематическом изложении проблематику и научный инструментарий Культурологии, раскрыть основные методики изучения культуры, обрисовать последовательные ходы культурологического анализа, обозначить роль культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке. Курс призван дать студентам знание, способствующее пониманию глобальных и локальных процессов мировой культуры.На экономическом факультете данный курс занимает определенное место в системе профессиональной подготовки и входит в первый блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин современных государственных образовательных стандартов.Он помогает сориентироваться в огромном и сложном материале мировой культуры, способствует осознанию места собственной профессиональной ориентации студента в культурно-цивилизационном пространстве современного мира.Так как данный курс читается студентам первого курса, не имеющим специальной подготовки в изучении дисциплин культурологического ряда, одной из вторичных задач является организация подачи материала в таком стиле изложения, который бы позволил заинтересовать студенческую аудиторию предметом Культурология.В результате изучения курса студенты должны уметь 1) пользоваться культурологическим знанием, представляющим сегодня научный инструмент высокой коммуникативной активности, то есть мыслить культурологически, широко вводя общезначимый гуманитарный аспект в изучение и решение любой прагматической профессиональной задачи. 2) понимать проблематику и специфику развития современной культуры, используя культурологические методики анализа и критерии оценок.Методология курса основана на изучении авторитетных источников – трудов теоретиков культуры. В данном курсе 1)отражена специфика культурологического интегративного анализа явлений культуры и динамики ее развития. 2) совмещено решение проблем глобального общекультурологического плана и проблем локального характера, 3) созданы предпосылки для ознакомления студентов с основами фундаментального знания (теории культуры) и возможных его трансформаций в прикладной области (практическая культурология). 4) обусловлено введение в курс как онтологического аспекта (бытование, функционирование), так и аксиологического (учения о духовных ценностях нравственного, познавательного, эстетического характера).ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯГосударственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования к обязательному минимуму содержания при изучении дисциплины :КУЛЬТУРОЛОГИЯСтруктура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность. Учебно-тематический план курса Список источников и литературыИсточникиУайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. С. 17-19.Мердок Д. Фундаментальные характеристики культуры. Там же. С. 49-57.Фейблман Д. Типы культуры. Там же. С. 203-224.Вебер М. Логика наук о культуре. В кн. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 7-57.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. В кн. Культурология ХХ век.Антология. М., 1995. С. 69-104.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 643 с.Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. 667 с.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 539 с.Хейзинга Й. Человек играющий. 1992. 464 с.Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. 549 с.Фрейд З.