Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Введение

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
ЭСТЕТИКАПискунова Л.П.Содержание курсаТема 1ВведениеПредмет и задачи эстетики как науки. Специфика художественно-эстетической информации. Эстетика как философия искусства. Место эстетики в системе других наук. Проблема абстрактности эстетической науки и ее отношения к развитию эстетического сознания. Практическое значение эстетического сознания во взаимодействии эстетической теории и реалий искусства. Основные проблемы эстетики как науки. Тема 2Понятие эстетического и эстетическое сознание.Место эстетического в системе отношений человека с действительностью. Трудности выделения эстетического из сферы внеэстетического. Жизненная практика как источник взаимодействия утилитарного и эстетического. Эстетическое как ценностное отношение. Диалектика природных свойств и формы предмета в процессе становления эстетической ценности. Потребность человека в гармонизации отношений с миром. Эстетическое чувство как способ выражения и закрепления положительных эмоций, удачи самоопределения человека в мире. Эстетическое как незаинтересованное чувственное созерцание предмета.Значение эстетического в структуре сознания. Понятие эстетического сознания. Объективное бытие эстетических ценностей. Культурно-исторические основания формирования и трансформации эстетических ценностей. Единство рассудочного и чувственного, общего и индивидуального начал эстетического сознания. Понятия эстетического вкуса и идеала. Характеристика эстетического вкуса как субъективного чувственного критерия эстетического суждения. Эстетический идеал объективированная мера эстетических оценок.Тема 3Эстетические категорииПрекрасное как высшая эстетическая ценность. Историко-культурные трансформации прекрасного и его обусловленность исторической практикой. Чувство прекрасного как искусство. Отношение прекрасного к другим положительным ценностям. Объективные основания восприятия возвышенного. Эмоциональная гамма отношения к возвышенному: от подавления человека до призыва к совершенствованию. История интерпретации безобразного в эстетике. Эстетизация безобразного в истории и современности.Характер восприятия трагического. Трагическое как способ утверждения ценностей человеческой жизни. Историко-культурные трансформации трагического. Философический характер трагической коллизии. Социально-критическая роль комического. Разнообразие видов комического критицизма. Конкретно-исторические основания преобладающего значения различных эстетических модификаций в разные культурные эпохи.Тема 4Природа искусстваИсторически-изменчивый характер искусства и сложности определения его сущности. Размывание границ искусства в культуре ХХ века. Гносеологические, аксиологические, социо-культурные и праксеологические аспекты искусства, выделяемые эстетикой. Эстетическое и художественное. Индивидуальная и общественная художественная потребность.Специфика художественного отношения человека к действительности. Зависимость понимания сущности искусства от культурно-исторической ситуации и отношения к человеку: искусство критического реализма, романтическое искусство, импрессионизм. Индивидуально-человеческое значение искусства.Предметность и содержательность в искусстве, беспредметное искусство. Искусство как познание и как выражение. Семиотика искусства: искусство как уникальный способ проявления смысла. Онтология искусства: искусство как целостное осуществление "истины бытия". Художественная действительность как "живая" реальность. Условность искусства и понятие художественной правды.Функции искусства по отношению к человеку, обществу, природе.Тема 5Художественный образВзаимодействие индивидуального и типического в художественном образе. Уровни художественного образа. Взаимодействие структурных элементов образа как основание его целостности. Художественное содержание и способ его существования в произведении искусства. Творчески-выразительное и знаково-коммуникативное значение художественной формы. Символизм в искусстве. Диалектика содержания и формы. Моделирующая и коммуникативная роль художественной формы. Проблема языка искусства. Изобразительный и эмоциональный аспекты конкретности художественной информации. Художественное произведение как органическая целостность.Креативная природа художественной реальности. Художественный образ как метафора реальности. Метафора как "элементарный художественный текст" и смысловая новация. Внутренние энергетические механизмы метафорического смыслообразования как основа жизнеспособности метафоры.Тема 6Проблемы художественного творчестваПроблема автора и способы ее решения: границы понимания источников творческой активности художника. Культурно-историческая обусловленность трактовки понятия гения и таланта в искусстве Романтическая трактовка авторской позиции. Принцип иронии по отношению к объективной и художественной реальности как выражение позиции авторской вненаходимости. Необходимость идеи соразмерности творческой интенции художника его творению. Психология художественного творчества. Модель этапов творческого процесса: от замысла к воплощению. Понятие творческого метода. Сознательное и бессознательное в художественном творчестве. Теория искусства З. Фрейда и ее влияние на искусство ХХ века: проблемы искусства модернизма. Отношение иррационального искусства к действительности, идея умножения действительности в искусстве. Явление внутреннего диалога в процессе создания произведения. Отношение автора к герою. Игровое начало в художественном творчестве. Проблема ангажированности искусства. Актуальное и вечное в художественном творчестве.Исполнительское искусство как соавторство. Творческая интерпретация и импровизация.Тема 7Проблемы художественного восприятияДиалогическая природа искусства. Разнообразие форм художественного восприятия: гедонизм и анализ как крайние способы восприятия искусства. Психологические механизмы восприятия художественного произведения. Закон художественного уподобления. Уровни взаимодействия воспринимающего и произведения искусства: от переживания до критического анализа. Эффект со-бытия. Понятие катарсиса. Художественное восприятие как наиболее интимный способ передачи информации и убеждения в подлинности различных жизненных истин. Активный характер художественного восприятия, аналитический опыт художественного восприятияСпособы интерпретации художественного произведения. Герменевтика искусства. Значение историко-культурного контекста в художественном общении. Художественный перевод. Тема "смерти автора" и раскрепощения интерпретатора в искусстве и эстетике ХХ века. Художественная реальность как произведение и как текст. Проблема самотождественности и пластичности художественного смысла. Художественное восприятие как сотворчество. Основы исторической идентичности произведения искусства на фоне его интерпретационных трансформаций.Тема 8Виды и жанры искусстваПонятие морфологии искусства и критерии классификации искусств. Различие средств художественного выражения. Разделение искусств на пространственные, временные и синтетические. Разделение искусств по принципу изобразительности и выразительности. Понятие рода искусства и отношения внешних связей между искусствами. Эпос, лирика и драма как три основных рода словесного искусства. Дифференциация родов через механизмы внешнего взаимодействия искусств.Понятие жанра и внутренние причины его формирования. Творческая задача и ее жанровое самоопределение. Факторы жанрового разнообразия: качественное различ...
Другие файлы:

Введение в языковедение
Описание: Предлагаемая книга – пятое уточненное издание известного учебника (Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967), соответствующего ст...

Введение в механику сплошных сред. Часть 1: общее введение
Предлагаемое учебное пособие по курсу "Введение в механику сплошных сред" написано по материалам лекций, читавшихся автором в течение ряда лет на меха...

Введение в каббалу ( 3 книги )
Сборник состоит из следующих книг:- Введение в каббалу- Перевоплощение душ- Межзвёздные связи...

Введение в психологию
Читателю предлагается перевод последнего 12 издания. Представленный в нем курс "Введение в психологию" хорошо структурирован, отличается ясностью изло...

Введение в теологию
Введение в богословие. Опыт религиозных исследований. Был ли Иисус только человеком – пусть удивительно добрым, ли же Он был единственным Сыном Божьим...