Методические указания для студентов Разработал: проф. И. В. Штурц Аннотация
Санкт-Петербургский государственный политехнический университетКафедра "Прикладная математика"КАК ВЫПОЛНИТЬ, ОФОРМИТЬ И ЗАЩИТИТЬ МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ И ДИПЛОМНУЮ РАБОТУМетодические указания для студентов Разработал: проф. И.В. ШтурцАннотация Пособие содержит комплекс требований и рекомендаций, которым должны следовать участники завершающего этапа обучения на кафедре. В первую очередь, пособие адресовано магистрантам и дипломникам. Оно может быть также полезно научным руководителям и рецензентам магистерских диссертаций и дипломных работ. Поскольку выпускная работа бакалавра – это уменьшенный вариант диссертации, материалы пособия (за вычетом процедурных вопросов) полезны также и для студентов 4 курса.Содержание ВведениеЦель выпускной работы и общие требования к ней Выбор темы работы Задачи преддипломной практики. Экзамен по практике Требования к содержанию и стилю Требования к оформлению Непосредственная подготовка к защите Процедура защиты на заседании ГАК Заключение Приложение А. Формат задания по дипломному проектированиюПриложение Б. Пример раздела «Содержание» магистерской диссертацииПриложение В. Пример оформления рефератаПриложение Г. Примеры библиографических описанийПриложение Д. Примеры библиографических описаний в разделе «Список использованных источников» Введение Диплом выпускника кафедры "Прикладная математика" – это сертификат, удостоверяющий квалификацию инженера-математика, а не просто инженера. Традиции физико-механического факультета и нашей кафедры требуют, чтобы магистерская диссертация подтверждала вашу способность выполнять сложную инженерную и исследовательскую работу на современном уровне. Не менее важно это и для вас: это хороший шанс продемонстрировать свои знания и способности и успешно начать карьеру. Дипломная работа специалиста отличается от магистерской диссертации только тем, что к ее исследовательской части предъявляются меньшие требования, она обычно имеет более практическую направленность. До сих пор в стенах университета вы были пассивными исполнителями учебных заданий (за исключением, возможно, работы по НИР). Сейчас же многое зависит от вашей инициативы. Знайте, что вы - самый заинтересованный участник полугодового процесса подготовки и защиты актуальной, трудной, отличной выпускной работы. Не стоит тратить эти полгода на кодирование 1001-ой версии подсистемы АСУ "Расчет зарплаты" - это никому не интересно. Не нужно бояться трудностей, потому что их преодоление - это единственный способ превратить зарабатывание средств на жизнь из докучливой обязанности в захватывающее приключение.1. Цель выпускной работы и общие требования к ней Выпускная работа – это сообщение, подобно другим видам научно-технической коммуникации: статье, отчету, руководству пользователя программного продукта и т.п. Для успешной коммуникации нужно четко понимать ее цель и учитывать контекст адресата (целевой аудитории) – это во многом определяет и содержание, и форму сообщения. Цель выпускной работы - квалификационная: автор должен доказать свой высокий уровень знаний и умений в выбранной специальности. Ее адресат – Государственная Аттестационная Комиссия (ГАК), а также руководитель и рецензент, проводящие предварительную экспертизу этого уровня. Правильное целеполагание – один из главных принципов сознательной человеческой деятельности вообще, и его нарушение приводит к грубым ошибкам. Так, многие студенты-выпускники ошибочно видят цель дипломной работы или магистерской диссертации в передаче знания о только результате выполненного проекта и превращают свой доклад на защите в лекцию о разработанной ими программе, спроектированной аппаратуре (или хуже того, в их рекламу!). Между тем, цель защиты – иная: доказать свою высокую квалификацию. Чувствуете разницу? Конечно, узкий специалист в данной области может оценить уровень квалификации автора по результату его работы, но ведь в комиссии такого специалиста, скорее всего, нет! Вместо того, чтобы подробно описывать детали устройства и использования своего продукта, дипломник должен рассказать о проблемах и трудностях, которые ему пришлось преодолеть, о знаниях и методах, которые он применил. Таким же по содержанию в основном должен быть и текст выпускной работы. Иначе говоря, выпускная работа и доклад на ее защите по форме должны быть отчетом о работе, а по содержанию – больше описанием процесса выполнения работы, чем конечного результата. Под контекстом адресата понимается его сумма знаний. Чтобы быть кратким, сообщение не должно содержать лишней информации, известной адресату, а чтобы быть понятным – должно опираться на контекст адресата и в случае необходимости восполнять отсутствующие у него знания. Говоря шире, чтобы быть понятым адресатом без излишних усилий, сообщение должно быть доступным и в лексическом (прежде всего, в терминологическом), и в речевом отношении (с использованием простых синтаксических конструкций, особенно в устной речи). Нужно давать определения новым терминам и сокращениям, избегать узкопрофессионального жаргона. Таким образом, доступность – это ориентация на понимание как на важнейшую цель коммуникации. Кроме доступности, эффективной коммуникации способствуют и другие коммуникативные качества речи: точность, логичность, выразительность, грамматическая правильность, чистота – то, что называется научным стилем изложения. 2. Выбор темы работы<...
Другие файлы:
Методические указания Под редакцией проф. А. М. Большакова
Биология клетки
Учебно-методические рекомендации предназначены для самостоятельной и аудиторной работы студентов I курса лечебного, педиатрического, стоматологическог...