Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме статусных отношений в подростковых ученических группах

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................31. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СТАТУСНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВПОДРОСТКОВЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ.............................51.1. Межличностные отношения учащихся как психолого-педагогическая проблема.............................................................................51.2. Психологическая характеристика личности подростка............................141.3. Особенности статусных отношений в подростковых ученических группах...........................................................................................................192. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАТУСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ.....................................................................................................242.1. Ход эксперимента.........................................................................................242.2. Описание используемых методик...............................................................242.3. Анализ полученных результатов.................................................................30ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................37ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................39ВВЕДЕНИЕПрирода межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно-исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий социальной ситуации развития группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.В настоящее время существует достаточно большое количество исследований, посвященных вопросу групповой дифференциации, в том числе и в подростковых ученических группах. В разных подсистемах отношений одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Исследователями получены эмпирические данные, раскрывающие особенности положения личности в сообществе в зависимости от ее статуса, причины высокого или низкого положения человека в группе (Л. В. Артемьева, Я. Л. Коломинский, Г. А. Андреева, Е. С. Кузьмин, Т. А. Репина, А. В. Киричук и др.) Одно из важнейших направлений в изучении межличностных отношений связано с анализом внутригрупповых отношений с точки зрения степени их значимости для каждого из участников (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. С. Кон, Н. Н. Обознов, М. Е. Сачкова и др.)Цель курсового исследования: изучить статусные отношения в подростковых ученических группах и выявить, насколько адекватно каждый член группы оценивает свой внутригрупповой статус.Гипотеза: большинство подростков в ученической группе оценивают свой реальный статус неадекватноОбъект исследования: межличностные отношения.Предмет: статусные отношения в подростковых ученических группах.Задачи:
  • На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «межличностные отношения», дать психологическую характеристику личности подростка и изучить особенности статусных отношений в подростковых ученических группах.
  • Подобрать методики для изучения статусных отношений в подростковой ученической группе.
  • Провести экспериментальное исследование и на основании анализа полученных результатов сделать выводы о том, насколько адекватно каждый член группы оценивает свой внутригрупповой статус.
  • Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, социометрия, аутосоциометрия, наблюдение.1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СТАТУСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ