Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методическое письмо Опреподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в 2006/07 учебном году

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Методическое письмоО преподавании учебных предметов начальной школыв условиях введения федерального компонентагосударственного стандарта общего образования в 2006/07 учебном году.В декабре . коллегия Министерства образования РФ рассмотрела и одобрила проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а 5 марта 2004 года документ был утвержден Приказом министра (№1089). Государственный стандарт призван обеспечить:
  • единство образовательного пространства в РФ;
  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, отвечающего потребностям времени и страны;
  • защиту обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья, социальную защищенность каждого обучающегося;
  • преемственность образовательных программ на разных ступенях образования.
  • Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и реализацию следующих основных целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
  • Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования, определяет характер условий, которые должны создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества. Начальное образование имеет свои особенности, отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Эта характеристика данного периода развития ребенка послужила предпосылкой отбора содержания образования в начальной школе, которое независимо от конкретного содержания учебного предмета. Содержание федерального компонента государственного стандарта начального общего образования представлено следующими блоками:
  • общеучебные умения, навыки и способы деятельности;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по учебным предметам;
  • требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
  • Впервые в содержании начального образования выделен специальный блок «Общеучебные умения, навыки способы деятельности». Содержание данного блока дает возможность проследить вклад каждого учебного предмета в реализацию важнейшей цели начальной школы – формирование у школьников умений учиться. Впервые содержанием образования становятся межпредметные умения, навыки и способы деятельности, что ставит учителя перед необходимостью обеспечить деятельностный характер построения учебного процесса. Данный блок включает 3 содержательных раздела, реализация которых обеспечивает формирование у детей основ учебной деятельности:
  • Познавательная деятельность – раздел, включающий различные способы познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, опыты, измерение, моделирование), а также умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций.
  • Речевая деятельность и работа с информацией - определяет умения читать и работать с текстами разного типа, владение связной монологической и диалогической речью; первоначальные умения передачи, поиска, преобразования, хранения, упорядочения информации (включая использование компьютера).
  • Организация деятельности - раскрывает организационные умения, которые необходимо формировать у учащихся начальной школы. Особое внимание уделяется способам контроля и оценки деятельности, а также учебному сотрудничеству.
  • Сформированность общеучебных умений, навыков и способов деятельности - это фундамент последующего успешного обучения школьников, а также база для интеграции в первом звене школы. Обязательный минимум содержания начального общего образования – это перечень знаний умений и навыков, способов деятельности, которые любая школа, независимо от ее условий, кадрового потенциала, особенностей контингента и пр, ,должна предоставить каждому школьнику. Курсивом в тексте Минимума выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, то есть в стандарте более четко определены границы между минимумом содержания образования (уровень предъявления ученику знаний, умений, навыков, различных способов деятельности) и требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, который подлежит итоговому контролю (уровень спроса с каждого ученика). Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу являются критериальным основанием перевода ученика в основную школу и определяют нижнюю допустимую границу достижения им функциональной грамотности по изучаемым предметам. Содержание Минимума и Требований имеет разную форму их предъявления. Требования в отличии от Минимума, дают четкие конкретные формулировки «Знать/ понимать», «Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Подготовка учителя к работе по Стандартам требует осознания соотношения между Обязательным Минимумом и Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Четкое разграничение этих позиций Стандарта свидетельствует о том, что представляются широкие возможности для организации обучения, объем материала и формы его представления не регламентированы в содержании, возможно углубление и расширение курса в рамках представленных дидактических единиц. А четко сформулированные Требования позволяют сосредоточиться на главном, подчинить требованиям конечного результата выбор и программы, и средств, и технологий обучения. Разграничение и четкое формулирование Требований по отношению к Обязательному Минимуму содержания позволит учителю реально осуществлять дифференцированное обучение, индивидуальный подход к учащимся.Такой подход к отбору и построению содержания образования позволит обеспечить поддержку детей, как испытывающих трудности, так и более успешных. Русский язык Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы. Вместе с тем, работа по речевому развитию предусматривается не только на уроках русского языка. Эта задача с учетом специфики содержания разных учебных предметов решается на каждом уроке, особое место занимает она на уроках литературного чтения.Введение федерального компонента стандарта по русскому...