Методические рекомендации анализ современного урока материалы подготовила директор школы Шелкунова Л. М
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Орловская средняя общеобразовательная школа"используй в работеметодические рекомендацииАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО У Р О К А Материалы подготовила директор школы Шелкунова Л.М.п. Орловка2004Требования к организации анализа урока.Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:1.Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.2.Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.Планирование "объектов", целей и задач контроля сучетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей- предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т. п.);определение учителем образовательных, воспитательных, развивающих целей урока, их актуализация;мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;реализация на уроке дидактических принципов обучения;соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;межпредметные связи в процессе обучения;формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);использование ТСО и наглядных пособий;правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков;установление обратных связей в ходе урока;формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);повторение ранее изученного, закрепление нового материала;рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;практическое решение на ур...