Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях педагогический потенциал орнамента в декоратив

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕВведениеАктуальность исследования. Характерные для России начала ХХI века процессы модернизации, инноваций в различных сферах общественного развития затрагивают и отечественное образование. Развитие личности становится смыслом и целью современной образовательной системы. Главная задача, стоящая перед педагогическим сообществом – создание условий для получения школьниками такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в бурно изменяющемся мире. Дополнительное образование детей располагает большими возможностями для максимальной индивидуализации образовательного процесса, для раскрытия способностей учащихся, для подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В Концепции модернизации дополнительного образования детей российской Федерации на период до . дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образованияОсобая значимость дополнительного образования детей подчеркивается в национальном проекте «Наша новая школа», где большое внимание уделяется творческой деятельности детей, развитию их способностей, талантов. Для решения этих задач, в художественной сфере возникает потребность в подготовке специалиста нового типа, представляющего собой целостную, гуманную, всесторонне развитую личность с высоким уровнем профессиональной подготовки, хорошо воспринимающую современные тенденции развития этнохудожественного образования, человека остро переживающего ответственность за сохранение национальной культуры, за судьбу страны, понимающего важность осознания и понимания корневых духовных и художественных ценностей, личность творчески-активную, способную вовлечь детей в процесс освоения культурных традиций.Орнамент, будучи одним из самых древних видов творчества человека, является важной частью исторической, художественной культуры. С давних времён орнаментика широко применялась: в быту, ритуалах и обрядовых церемониях, в праздничной культуре. Такое широкое его применение позволило сохранить многие мотивы, символические орнаментальные формы в качестве элемента культурной традиции. Орнаментальное искусство изучается многими науками (искусствоведение, культурология, этнография, археология, мифология и др.), считается вполне перспективным в области философских, культурологических, педагогических исследований, т.к. даёт возможность изучить образное отражение действительности посредством символа и знака, выявить воспитательные и образовательные функции народного орнаментального искусства, определить место орнамента в народном искусстве. Утрата магических, обереговых, мифологических функций орнамента выдвигает сегодня на первый план ряд его новых функций - информационная, коммуникативная художественно - эстетическая, арт-терапевтическая, педагогическая, социально-культурная и многие другие. Все это позволяет говорить об искусстве орнамента в дизайне как полифункциональном явлении. Вместе с тем, интерес к изучению орнаментального искусства прослеживается в работах многих учёных современности:
  • общие вопросы расшифровки древних знаков и символов рассмотрены в работах А.К. Амброза, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова и др.;
  • орнаментальное искусство в целом, как знаковая структура, в символической форме отражающая знания о мире рассматривается в трудах А.К. Амброза, П.Г. Богатырева, А.К. Байбурина, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.А. Городцова, Г.А. Масловой, В.В. Стасова и др;
  • орнамент как исторический источник исследуется в работах С.В. Иванова, Н.В. Кочешкова, Л.А. Молчанова, С.Б. Рождественской, Б.А. Рыбакова и др;социально-философский контекст о путях распространения орнаментальных композиций и социокультурной трансформации знаний, выраженных посредством символов представлены в исследованиях Л.Н. Гумилёва, В.В. Топорова.
  • В настоящее время создается множество программ по развитию и воспитанию детей средствами изобразительного искусства, в частности орнаментального. Большой вклад в это направление внесли Т.Я. Шпикалова, А.А. Грибовская, И.П. Ильинская, Т.Г. Казакова, Е.В. Алексеенко и др. Роль орнамента многогранна. Анализ искусствоведческой, педагогической литературы, диссертационных исследований показал, что педагогический потенциал народного орнамента, его значение в образовательном процессе раскрыты недостаточно, исследований по выявлению значения педагогического потенциала народного текстильного орнамента в системе вузовской подготовки педагога дополнительного образования специально не проводилось. Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях педагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне будет выступать как эффективное средство воспитания учащихся.Гипотеза исследования: педагогический потенциал народного орнамента необходимо рассматривать как одно из средств, использование которого существенно расширяет мировоззренческие установки, обогащает личностные характеристики и творческий опыт учащихся.Объект исследованияорнаментальное искусство в графическом дизайне. Предмет исследованияпедагогический потенциал орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне.Цель курсовой работы – рассмотреть применение орнамента в изобразительной деятельности школьников.Задачи курсовой работы:рассмортеть понятие, сущность и виды орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне;проанализировать воспитательное значение орнамента;разработать урок с использование орнамента в декоративно-прикладном творчестве и дизайне с применением компьютерной графики.Структура исследования. Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Глава 1. Орнамент в декоративно-прикладном творчестве и дизайне1.1. Понятие и виды орнаментаПрежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более по...
    Другие файлы:

    Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов
    Исследования М.В. Артюхова, В.А. Ермакова, Е.А. Коротковой, И.М. Осмоловской, И.С. Якиманской [1, 3 - 6] свидетельствуют о том, что дифференциация и и...

    Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы
    Библиотека и педагогическая система школы. Библиотекарь как участник педагогического процесса, его функциональные особенности и специфика работы. Педа...

    Искусство орнамента
    Орнаменты: история, содержание, мотивы, виды и стили; место орнамента в искусстве народов, социальная основа; морфологическая структура элементов у ра...

    Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования
    Сущность и содержание понятия "социально-педагогический потенциал" учреждения дополнительного образования. Обоснование модели процесса реализации соци...

    Педагогич эксперим
    Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предположений...