Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по созданию учебно-методических комплексов для электронных обучающих систем Ростов-на-Дону

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо созданию учебно-методических комплексов для электронных обучающих системРостов-на-Дону2006ВведениеДистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет. Разработанные электронные продукты учебного назначения прежде всего предназначены для дистанционного обучения, однако могут использоваться и для поддержки учебного процесса очной, заочной, вечерней форм обучения, для подготовки абитуриентов к обучению в вузе, для повышения квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам и т.д.Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль – это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.Основные требования к построению каждого модуля: логичность выделение материала в один модуль, обозримость модуля, наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой структурной единицы модуля в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса, уже пройденному ранее.Методические пособия по прохождению курса должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.По типу изложения материала можно выделить 4 вида электронных учебных курсов:
  • Текстовый учебный курс;
  • Гипертекстовый учебный курс (изложение в виде разветвленного “дерева” взаимных ссылок);
  • Учебный курс справочного характера (изложение материала в виде справочника со свободным доступом к любой части учебного материала);
  • Игровой учебный курс (изложение материала в виде деловой, ролевой игры).
  • По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронные учебные курсы бывают:
  • Информационные ( изложение в классическом учебном виде );
  • “Вопрос - ответ” (изложение с акцентированием на конкретные вопросы, проблемы и задачи);
  • Информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверяющих вопросов);
  • С обратной информационной связью (интерактивный учебный курс, предусматривающий постоянную оценку знаний обучаемого и выдачу рекомендаций по дальнейшему “движению” по учебному материалу);
  • С пороговыми уровнями контроля (переход к очередному разделу учебного материала возможен только после положительного преодоления контрольных испытаний на предыдущем этапе обучения).
  • Высокой педагогической эффективностью обладают электронные пособия с обратной информационной связью и с пороговыми уровнями контроля. Курс ДО должен обладать следующими качествами:
  • Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей).
  • Удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий.
  • Использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).
  • Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник.
  • Разбивкой курса на небольшие блоки (страницы).
  • Наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.
  • Ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
  • Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.
  • Эффективной обратной связь с преподавателем (электронная почта, Web-конференции, IRC - технологии (chat)) IRC (Internet Relay Chat) - средство для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает Вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога (чаще всего с помощью набора фраз на клавиатуре компьютера).
  • Структура курсов ДО:В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:
  • Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора. Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможны аудио или видео ролик.
  • Введение (Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с други...