Модульное обучение базируется на главном понятии поэтапного формирования умственных действий ориентировочной основе деятельности (оод). Идеи активности ученик
СодержаниеВведениеМодульное обучение базируется на главном понятии поэтапного формирования умственных действий - ориентировочной основе деятельности (ООД). Идеи активности ученика, чёткость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля - вот его характерные черты. Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.Модуль - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.Состав модуля:· целевой план действия;· банк информации;· методическое руководство по достижению дидактических целей.Некоторые авторы (Т.И. Шамова) рассматривают модуль как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методом обучения, уровня самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся. Т.И. Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения.Во-первых, содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с целью обучения.Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.Во-вторых, модульное обучение предполагает изменение формы взаимодействия учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно - с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъективную основу. Отношение учителя и учащегося становятся более паритетными.В-третьих, каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.В-четвёртых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.Самое важное в построении модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.Предмет исследования - модульные технологии при изучении причастия в 7 классе В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:1. Определить условия эффективности применения модульного обучения на уроках русского языка в 7-м классе.5. Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия и технологию эффективного формирования готовности будущего учителя к реализации блочно-модульного обучения в школе.Теоретическим фундаментом исследования стали идеи личностного смысла (А.Н. Леонтьев): о механизмах развития личности в деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.И. Рувинский); об освоении деятельности (Л.С. Выготский, A.A. Смирнов, Д.Н. Узнадзе); о субъекте деятельности (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов); о творческой самореализации учителя (В.И. Загвязинский, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов), о блочно-модульном обучении и готовности учителя к его реализации в школе (М.В. Антропова, Ю.К. Бабанский, С.А. Батышев, Г.К. Селевко, Е.В. Сковин, АИ. Уман, H.H. Фролов, НЕ. Эрганова, ПА. Юцявичене); о формировании нравственно-аксиологической доминанты личности педагога (И.Д. Лушников, H.H. Никитина, Н.С. Оботурова, А.Г. Пашков, Н.Г. Сикорская, Е.Б. Тесля). Глава 1.Научно-теоретические основы модульной системы 1.1. История возникновения технологии модульного обученияОбразовательные технологии не появляются из «ниоткуда». Технологии профессионального образования возникают при их востребованности в обществе. О необходимости обучения профессии говорил ещё И. Г. Песталоцци. Блочно-модульное обучение - один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов. В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). Блочно-модульное обучение имеет в своей первооснове несколько концепций. Перечислим некоторые из них: технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (.), советские педологические вариации (.)), технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е)). Блочно-модульное обучение унаследовало и основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательно...