Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

О. И. Мартынюк, И. Н. Медведев С. В. Панькова, О. И. Соловьева

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
О.И. Мартынюк, И.Н. МедведевС.В. Панькова, О.И. СоловьеваОпыт формированиякомпетентностной моделивыпускника педагогического вузакак нормы качества и базы оценкирезультатов образования(на примерефизико-математического факультета)Под научной редакциейдоктора технических наук, профессора Н.А. Селезневойкандидата физико-математических наук, доцента И.Н. МедведеваМосква 2006В данной работе представлены некоторые результаты по созданию модели специалиста в области образования в контексте компетентностного подхода как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере выпускника физико-математического факультета).С учетом отечественного и зарубежного опыта, результатов анкетного опроса работодателей (администрации школ), академического персонала и самих студентов выделены ключевые, общепрофессиональные и специальные компетентности будущего специалиста, а также компоненты, их составляющие. Для каждой компетентности предложены уровни их сформированности: базовый и продвинутый. Проведен анализ сформированности компонент ключевых компетентностей у студентов пятого курса физико-математического факультета Псковского государственного педагогического университета.Работа выполняется в рамках творческого сотрудничества Псковского государственного педагогического университета с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов под научным руководством доктора технических наук, профессора Н.А. Селезневой и кандидата физико-математических наук И.Н МедведеваСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 51. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКАФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 71.1.Ключевые компетентности 91.2.Общепрофессиональные компетентности 131.3.Специальные компетентности 162. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИКЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ 193. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИКЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПО КОМПОНЕНТАМ 233.1.Информационная компетентность 233.2.Коммуникативная компетентность 283.3.Социально-правовая компетентность 303.4.Компетентность деятельности 353.5.Компетентность самосовершенствования 384. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИКЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТА 43ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45ЛИТЕРАТУРА 46ВведениеОфициальное включение российской высшей школы в процесс Болонских реформ ставит задачу обеспечения качества и управления качеством на одно из центральных мест в модернизации высшего образования.С таким показателем как качество образования тесно связан результат обучения, который является системообразующим фактором в построении модели специалиста. «Модель специалиста – это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладает» .[12, с. 28]Действующие в настоящее время стандарты высшего образования построены на базе квалификационной модели специалиста. В стандартах доминирует знаниевая составляющая, в них не заложена возможность оценки качества образования на основе таких показателей как готовность выпускников к будущей педагогической деятельности, уровень профессиональной мотивации. Предметно-знаниевая ориентация искусственно разделяет процесс оценки качества подготовки специалистов на отдельные части, которые как бы заслоняют искомый целостный результат [10]. Повышение требований к уровню и качеству подготовки выпускников вузов, к их готовности успешно решать основные задачи профессиональной деятельности стимулировало поиски научно-обоснованных методов построения модели специалиста.В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности.В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др. [12].Учитывая, что принятие решений происходит в комплексных динамичных системах, таких, как большинство сегодняшних предприятий и организаций (в частности, школ), компетенции можно понимать в контексте современной теории самоорганизации, где они выступают важным персональным ресурсом.Современные условия предъявляют к выпускникам новые требования, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлектирующих, самоорганизующих начал. «Знание, будучи разделенным на отдельные предметы и дисциплины, приводит к искусственному разделению отдельных подходов к знанию» [11]. Нужно учитывать «не только знание и содержание, но также и универсальные навыки и компетенции. Каждый студент должен испытать на опыте все разнообразие подходов и иметь доступ к различным типам образовательной среды» (Tuning-проект, линия 1, цит. по [1, с. 57]). Компетентностный подход позволяет перейти в педагогическом образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; снять диктат предмета (но не игнорировать его) [2].Все чаще работодателям нужна не квалификация, которая слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции, а компетентность, в которой сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова и социальное поведение, способность работать в группе, инициативность [4].Мы разделяем точку зрения, что мод...
Другие файлы:

Философия всеединства В.С. Соловьева
Философское и поэтическое творчество русского философа Соловьева Владимира Сергеевича. Русская религиозная метафизика, художественный опыт русского си...

Эстетические взгляды Владимира Соловьева
Составные части философской системы Владимира Соловьева. Красота как "чистая бесполезность" и как "духовная телесность", характер искусства. Теория Со...

Воззрения В.С.Соловьева на католичество
В книге подробно обсуждается религиозно-философская система Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900), известного русского религиозного мыслителя, в...

Философские взгляды В. Соловьева
Историческая тема в творчестве русского религиозного философа XIX в. В. Соловьева. Религиозная этика, проблемы теории познания в социальных и идейно-т...

Философия Н.А. Бердяева и В. Соловьева
Н.А. Бердяев - крупный представитель русской идеалистической философии ХХ века. Противоположность между духом и природой. Бытие как характеристика про...